Восемьдесят пять лет назад параход «Челюскин» вышел в свой первый и последний рейс по Севморпути, который закончился трагедией. Новенький, дорогущий пароход, купленный за дефицитную валюту, утонул. Груз погиб. Севморпуть за одну навигацию не пройден.
Тов. Сталину перед началом похода докладывали, что советские люди могут всё, в том числе и на необорудованном проходе пройти через льды. Головотяпство при подготовке рейса было потрясающее: груза взяли сверх нормы, о ледовой проводке с помощью ледокола не позаботились, вышли из Мурманска позже, чем предполагали, да еще и на борт взяли беременную женщину. В общем тов. Отто Шмидт (начальник Главсевморпути) мог спокойно рассчитывать на расстрел или, как минимум, десять лет лагерей.
Однако нет.
Почему тов. Сталин решил разыграть из катастрофы триумф?
Историей с «Челюскиным» было продемонстрировано всему миру, что СССР активно работает в Арктике и что при освоении этой территории страна готова идти на любые финансовые затраты. Если хотите, история с «Челюскиным» стала заявкой на господство в Арктике. Сталин показывал всему миру, что это – наша территория, и мы способны на ней «решать вопросы».
Отдельно «пиарилась» героическая история спасения челюскинцев советской авиацией. Миру было показано, что советский воздушный флот способен решать как мирные, так и боевые задачи не в самых комфортных местах нашей планеты.