Найти тему
Pond of Slime

«Доверие» и «Согласие». Коллективизм против либертарианства. Часть 1.

Основным гением правительственной системы, изобретенной средневековым Западом, было включение понятия «Фидес» в качестве организующего принципа всего общества. В период между иерархией Псевдо-Дионисия Ареопагита и распадом феодализма в течение 14 века, концепция «Фидес» (добропорядочность, верность, доверие) служила контекстуальным каркасом общества, через который все латинские христиане интерпретировали свои социальные, политические и религиозные отношения. Это понятие являлось нитью, которая связывала воинствующие племена «Германии» Тацита, обращенных в христианство франков и англосаксов раннего средневековья, франко-норманнский классический феодализм и, в меньшей степени, уродливый феодализм позднего средневековья, который пустословно призывал к Вере. Кроме того, эта социальная связь позволяла христианам свободно перемещаться между городами таким образом, какой маловероятен в обществе, где религиозные и светские власти являются взаимно враждебными.

Любое построение стабильной социальной системы должно учитывать понятие Фидес, а также его фундаментальный антагонизм к современным либеральным системам, основанным на согласии, на контрактах.

Само понятие Контракта служит неполноценной заменой Веры, поскольку оно подразумевает неотъемлемую ненадежность своего партнера и, как следствие, делает невозможным политическую дружбу по Аристотелю, при этом не оставляя никакой другой возможности в современной политике, кроме как нахождения в состоянии вечной внутригосударственной войны по Шмитту.

Для решения этой проблемы современные либералы старались приварить к системе, основанной на Согласии, идею «социальной солидарности», однако такое решение является смертельно ошибочным, как это отражено в статье Эдварда Росса «Социальный контроль».

Позвольте мне начать с объяснения, что из себя представляет понятие Фидес. Фидес должен восприниматься как Вера в самом широком смысле этого слова: не только религиозные убеждения, но и верность, вера в других, добросовестность.

Идеальным человеком средневековья был тот, кто придерживался правила «Всегда верен» — идеал, которому остается верной лишь небольшая горстка современных институтов.

Один из основных выводов трудов Фёгелина состоит в том, что фундаментальные убеждения человека зависят не от свободы, а от обязательств перед другими.

В либеральном смысле, в течение первых десятилетий нашей жизни мы принципиально несвободны и подвергаемся влиянию почти каждого человека вокруг нас, однако те, кто осуществляет это влияние, делают это выгодным для нас образом. За исключением маргинальных случаев, мы испытываем на себе сдержанное влияние без злоупотреблений, и, что самое важное в этом случае, мы получаем бескорыстные выгоды без каких-либо затрат с нашей стороны.

Для личностей, не страдающих социопатией, это несет в себе должные обязательства, независимо от того, дали ли мы явное согласие на рождение, воспитание, образование и защиту. Попробуйте обратиться к роману Сэмюэля Батлера «Erewhon», чтобы увидеть абсурдность отношения к детям на основе контрактов и гарантий.

Понятие Фидес вытекает из обязательств, возникающих в результате получения каких-либо пособий или выгодных для нас действий, не требующих с нас никакой платы, вследствие чего мы несем на себе моральный долг приписывать себе добросовестные поступки в будущем в ответ на полученное добро в прошлом, как и действовать взаимно добросовестно по отношению к другим.

Таким образом, мы сохраняем позитивную спираль сотрудничества и взаимной пользы, которая поддерживается исключительно нашим моральным выбором для участия в «дружественных» отношениях. «Почитай отца твоего и мать» — это больше, чем просто приказ из Священного Писания; это также побуждение наших натур, признавать и чувствовать обязательства по отношению к нашим родным и близким. Достоинством средневекового общества была способность распространить это на все общество, где все социальные и политические связи рассматривались как личные узы дружбы между взаимосвязанной сетью людей.

Прежде чем мы перейдем к критике современности, хотелось бы указать еще на две вещи касательно этого контекста. Во-первых, политические связи западных средневековых обществ развились из народных дружин, которые явно полагались на них. Англо-саксонские воины, которые служили своему лорду и получали от него кольцо в качестве символа своей клятвы и верности, были людьми, чьи основополагающие отношения основаны именно на этом понятии «веры»; они верили в своего лорда, в то время как лорд верил в них.

Продолжение в «следующей» статье.
Если вам нравятся мои публикации, не забывайте их оценивать.