Как известно, необходимость замены семейства на базе легендарного ГАЗ-51 назрела давно и выразилась она в начале разработок нового грузового модельного ряда. В него входило несколько моделей, предназначенных, в первую очередь, для народного хозяйства.
Это были экспериментальная «полуторка» ГАЗ-56, автомобиль грузоподъёмностью три тонны ГАЗ-53 и его «эрзац-версия» ГАЗ-52 грузоподъёмностью две с половиной тонны. Помимо них предполагалось создание специального автомобиля для армии, выразившееся сначала в появление десантного грузовика ГАЗ-62.
Однако его возможностей где-то было явно маловато, а морально устаревший ГАЗ-63 уже не устраивал военных, поэтому было решено создать нечто среднее между ними, что стало причиной дебюта ГАЗ-66.
Благодаря многим техническим решениям и вагонной (бескапотной) компоновке этот грузовик обладал просто феноменальной проходимостью, за что он очень ценился не только у военных и десантников, но и в народном хозяйстве. Но ещё недавно казавшееся новым семейство грузовиков успело устареть, что особенно проявлялось на фоне зарубежных новинок, в том числе и тех, которые использовались в СССР. Коснулся этот процесс и «шишиги», которому вскоре начали готовить преемника.
Новый автомобиль должен был учесть все недостатки своего предшественника, то есть, тем самым выжав из бескапотной компоновки всё возможное. В конструкции этой машины активно применялась автоматика, основанная на пневмоприводах, кабина стала комфортнее и эргономичнее, в отделке стал применяться пластик, а сам двигатель стал шестицилиндровым дизельным с воздушным охлаждением. Обновлённый грузовик получил индекс «ГАЗ-3301».
Он даже прошёл все испытания, нужные для проверки его качеств в различных условиях (в их числе и ядерные), причём прошёл их на «отлично», была даже изготовлена маленькая партия… Но вскоре начался «курс на разоружение» и армия стала иметь чисто прикладное значение, и все перспективные наработки были свёрнуты. Поэтому производство ГАЗ-66 со всеми его недостатками продолжалось вплоть до конца тысячелетия.
Опомниться успели лишь уже в первой половине девяностых, когда «шестьдесят шестой» перестал полностью удовлетворять военных. Сказались многие минусы вагонной (бескапотной) компоновки, а именно плохая эргономика салонного пространства, затруднённый доступ к двигателю и другим системам и низкая степень даже необходимого комфорта. К тому же, как показал афганский опыт, автомобили с таким расположением двигателя от подрыва на мине страдают больше чем, аналогичные с капотной. Всё это было слишком актуально и требовало учёта, поэтому приемник «шишиги» должен был быть уже не просто рестайлингом, а кардинальным пересмотром всей конструкции в целом с применением капотной компоновки.
Некоторые особо удачные узлы было решено оставить, в числе которых трансмиссия и ведущие мосты, остальная же техника было сделана заново. Также множество различных узлов и агрегатов было максимально унифицировано с недавно появившимся грузовиком четвёртого поколения ГАЗ-3307,
в том числе и восьмицилиндровый силовой агрегат. В этих же целях новому полноприводному грузовому автомобилю от него же досталась кабина с таким же интерьером, отличающаяся разве что другими крыльями с расширенными арками под увеличенные колёса. В таком виде новая машина начала выпускаться в 1997 году под индексом «ГАЗ-3308» и оригинальным именем «Садко», тем самым начиная вытеснять морально устаревший «шестьдесят шестой».
Что же насчёт модификаций, то в производственной программе они присутствуют, конечно, в меньшем объёме по сравнению с предшественником. Так, был убран целый список модификаций для экспорта, так как если он туда и поставлялся, то в качестве автомобиля для вооруженных сил некоторых бывших республик СССР, а также в Сирию.
Также было уменьшено количество «народнохозяйственных» версий, дабы такого уже не существовало. Да и было оно представлено разве что в «гражданском» варианте «Садко», названном «Земляк» и выпускавшемся под индексом «ГАЗ-33086». Интересна также модификация с четырёхдверной кабиной, выпускавшаяся под тем же индексом, что и «Садко», но уже под другим именем «Егерь». Существовала также линейка вахтовых автобусов на базе ГАЗ-3308, самым известным из которых можно назвать автомобиль, известный под названием «Вепрь». Имелись у «Садко» и другие модификации, но они, пожалуй, требуют отдельного упоминания и осмысления.
Подведём итог: ГАЗ-3308 выпускается на конвейере Горьковского автозавода с 1997 года по сегодняшние дни вместе с остальными грузовиками четвёртого поколения. Пересматривая историю «Садко» возникает вполне логичный вопрос: а смог ли он стать полноценной заменой ГАЗ-66? И да и нет. Ведь он и сегодня активно применяется в армии и различных структурах, требующих такую машину. Однако достичь той же известности и, может даже, народного признания ему всё же не удалось.
Нашли статью интересной? Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал, СТАВИТЬ ЛАЙК и ДЕЛИТЬСЯ материалом с друзьями! Новые статьи выходят каждый день.
Все фото скопированы из открытых источников в Интернете