Андраник СУЛЕЙМАНЯН ( кандидат психологических наук, главный редактор журнала "Всемiрный путешественник" )
«Кормчего испытывает буря»
Св.Василий Великий
Один из самых сильных и умелых врагов нашего Отечества У. Черчилль – надо отдать ему должное, он не скрывал этого – был не лишен литературного дара и поэтому многие его высказывания стали афоризмами. О наших официальных историках со времен Хрущева он говорил, что «Россия – страна с непредсказуемым прошлым». В истинности этого парадоксального суждения мы убеждаемся на протяжении последних тридцати лет.
Николай Александрович Романов, уходу которого в свое время радовались почти все без исключения современники, теперь фигура значительная, и у него после смерти даже появились свои«фанаты, утверждающие, что это была великая историческая личность – «достояние России».А раскольнический синод зарубежной церкви даже в 1981 г. провозгласил его святым. К сожалению, подобный взгляд распространяется как государственной, так и синодальной пропагандами. Получается действительно лубочная картина: царь-батюшка благодетель и неблагодарный народ, коварная и выродившаяся аристократия и гнусные большевики, сделавшие революцию (сейчас стыдливо об Октябре, изменившем весь ход всемирной истории,пишут «переворот», а о «майданах», меняющих одну олигархию другой,–революция!?). В этой картине соответствует истине только характеристика аристократии. Сомневающимся советую изучить труд искреннего и неглупого монархиста В.С.Кобылина «Анатомия измены».
Император Всероссийский Николай II, императрица Александра Фёдоровна, Королева Великобритании Виктория и принц Уэльский Эдуард (с 1901 года — Король Великобритании Эдуард VII). 1896 год. Фото с сайта "Дневник истории российской"
С другой стороны, в последние годы «демократическая» и «креативная» часть нашего общества решила в драке за последнего Романова «лубку» противопоставить «лобок»: постоянно мучимая половым вопросом, к которой полностью применима фрейдисткая модель личности, в таком же свете видит и исторические события.. Ни возмущаться, как экзальтированные дамы и ревностные не по уму мужчины, ни высмеивать эти бредовые толкования нет необходимости, а вот «лубочная» картина требует в интересах исторического развития России серьезной и доброжелательной критики «без гнева и пристрастия».
Поскольку в ночь с 16 на 17 июля сто лет тому назад был расстрелян отрекшийся от трона последний Романов, ответим на следующие вопросы: кто был расстрелян, кем и почему? И что было бы с ним и с Россией, если бы он остался жив?
Кто? О личности Николая II.
Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна. Фотография второй половины 1890-х годов. Фото с сайта "Дневник истории российской"
Цари, в отличие от разведчиков, бывают бывшими. Их очень много и теряли трон они по разному.. Отречение Николая II было добровольным. Очень интересно мнение моего товарища – офицера подводных сил краснознаменного Северного флота. Мы обсуждали с ним этот вопрос и он очень резко заметил: «А почему, когда генерал Алексеев потребовал от него отречения, он не высунулся в окно и не крикнул
– «Взять их! Под трибунал изменников!»
Сравним отречение последнего Романова, чтобы понять его личность,с двумя другими исключительными отречениями во всемирной истории: Иоанна Васильевича Грозного и Наполеона. Можно бы добавить к этому списку и отречение Председателя Совета министров СССР И.В.Сталина на XIX съезде ВКП(б), отвергнутое съездом, но о причинах этого неожиданного шага рассуждать не берусь, не имея доступа к секретным архивам.
Иван IV, говоря современным языком, боролся с боярской олигархией. Удалившись внезапно в Александрову слободу, он напрямую обратился к элите и к гражданскому обществу, если употреблять понятия современной либеральной пропаганды.. 3 января 1565 в Москву прискакал гонец. Он вез две царские грамоты. В одной из них, врученной послом митрополиту Афанасию, Грозный описывал все измены, мятежи и неустройства боярского правления, сетовал на невозможность в таких условиях нести служение царя и заключал, что “не хотя многих изменных дел терпети, мы от великой жалости сердца оставили государство и поехали, куда Бог укажет нам путь”. Он перечислил все боярские беззакония и измены, сетовал, что митрополит и духовенство мешают ему карать преступников. В другой грамоте, адресованной московскому простонародью, купцам, всем тяглым людям и всенародно читанной на площади, Иоанн объявлял, чтобы русские люди сомнения не держали — царской опалы и гнева на них нет.
Несомненно он, считая себя помазанником Божиим, хотел заручиться и поддержкой народа в борьбе против самовластной элиты и был уверен, что он будет на его стороне. И его прогноз оказался точным. Вот описаниепоследовавшихсобытий В.О. Ключевским: « Все дела пресеклись: суды, приказы, лавки, караульни опустели. Избрали главными послами святителя Новгородского Пимена и Чудовского архимандрита Левкия; но за ними отправились и все другие епископы…; за духовенством —князья Иван Дмитриевич Бельский, Иван Федорович Мстиславский, все бояре, окольничие, дворяне и приказные люди прямо из палат митрополитовых, не заехав к себе в домы; также и многие гости, купцы, мещане, чтобы ударить челом государю и плакаться”».
Почему же этого не произошло в феврале 1917? Потому что помазанник Божий «де юре» не был таким в глазах всего общества «де факто». И не по причине происков немецких шпионов, масонов и жидов, а как закономерный итог его безликого управления больной, но великой страной.
Великого корсиканца, хотя и поставили в безвыходное положение, но идея отречения исходила от него. Заточенный на Эльбе – удивительным образом вся его жизнь связана с островами ,– он принимает, на первый взгляд, безумное решение: с небольшим отрядомпройти всю Францию и вернуть себе трон. Но и в этом случае это был очень точный расчет: Наполеон был уверен, что армия и общество будут на его стороне, и он без единого выстрела вступил в Париж.
Можно ли себе представить, что запертый в Царском селе свергнутый с престола Николай II, решился бы, надеясь на поддержку народа, триумфально вернуться в столицу рухнувшей империи? Нельзя не согласиться с глубоким знатоком природы монархической власти Наполеоном:«Государи заурядные никогда не могут безнаказанно ни править деспотически, ни пользоваться народным расположением».
Без всякого злорадства я бы сравнил Николая Александровича Гольштейн- Готторп-Романова – (подробности, почему я так написал его фамилию ) не с Библейским Иовом, а с Акакием Акакиевичем. Оба они схожи в своих несчастьях$ и оба безропотно отдали грабителям свое самое ценное имущество: шинель и царство.
Чтобы читатель был уверен, что подобное заключение основано на неоспоримых фактах, приведем всего одно, но очень ценное свидетельство из уже упоминавшейся выше книги «Анатомия измены»: «О приезде Николая после отречения в Царское село пишет Вырубова: «Николай, всеми оставленный и со всех сторон окруженный изменой, не мог не дать волю своему горю…и как ребенок, рыдал перед своей женой»(курсив авт. – А.С.).
Будет уместным сказать несколько слов и о личности его супруги. В «патриотической» пропаганде ее образ умилителен до приторности: не женщина, а турецкий рахат-лукум! . А что говорят факты? Это была женщина горделивая и властная. Из той же книги:«Аликс, представлявшимся ей дамам, в том числе и пожилым, протягивала руку для целования прямо к губам, что у многих порождало возмущение» Как себя ведет принцесса захудалого немецкого княжества».
А вот уже свидетельства красноармейцев из очень интересной и малоизвестной статьи «Николай Романов в Тобольске и Екатеринбурге (из воспоминаний коменданта <Ипатьевского дома>, напечатанной в журнале «Красная Новь» к десятилетию расстрела.
Во время путешествия из Тобольска в Тюмень «Александра всю дорогу ни с кем ни разговаривала; в противоположность ей, Николай всю дорогу разговаривал с окружающими его <красноармейцами> …Иногда он обращался к ямщику и просил дать ему поправить лошадьми, но тот отказывал ему, говоря, что кони бешеные и он не справится». Удивительныйпо наглядности факт: налицо высокомерие свергнутой императрицы и запоздалый интересе к народу несчастного Николая Александровича. Если бы он это сделал раньше, возможно он осуществил бы «революцию сверху», а В.И.Ленин и И.В.Сталин закончили бы жизнь, получив высшие звания в имперской табели о рангах!?
Император Николай II на теннисном корте. 1912 год. Фото с сайта "Дневник истории российской"
У его жены было и другое редкое психо-физиологическое расстройство (6 случаев на 22000)– ложная беременность, что свидетельствует об истерических нарушениях личности. И вот безусловное доказательство этого диагноза: «…своей жены он боялсяпуще чорта. Ругала она его, не стесняясь нашего присутствия (курсив авт. – А.С.), и дома и на прогулке».
Как это не похоже на медоточивые басни агитаторов канала «Спас» и опереточных монархистов, представляющих этот вынужденный союз как идеал христианской семьи! Если даже «краски сгущены», нет сомнения, что она «пилила» несчастного,мешала ему управлять вздорными советами и мистическими бреднями.
И последний штрих к его характеру. «Хочешь узнать человека, отправься с ним в путешествие или заключи сделку» – эта курдская поговорка универсальна. Как известно, еще наследником Николай Александрович совершилпутешествие на Восток, подробно описанное его спутником Э.Э.Ухтомским. Примерно в том же возрасте Петр Великий в составе Великого посольства посетил Нидерланды, Англию и некоторые другие страны. Сравним путешествия первого и последнего императоров. Петр, понимая что России необходимареволюция – недаром М.Волошин назвал его «первым большевиком» – цель путешествия видел в знакомстве со всеми достижениями европейской цивилизации, находившейся тогда на пике своего развития, и с внедрением их в повседневную жизнь России. О чем лучше всего сказал Александр Сергеевич Пушкин:
«Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник».
А путешествие цесаревича – это поездка представителя «золотой молодежи». Путешествие на Восток состоит исключительно из приемов, балов, охот, прогулок по живописным местам и прочих светских развлечений. Чем полезно такое путешествие по принципу «все включено», оставляю на суд читателю.
И еще одна важная подробность. В путешествии по британским владениям цесаревича сопровождал Дональд Маккензи Уоллес – корреспондент «Times» в России в 1870-1875 г.г. и автор книги «Россия», недавно переизданной, из которой можно заключить, что он глубокий знаток всех сильных и слабых сторон русского мира. Уверен, что выбор такого спутника правительством «коварного Альбиона» не случаен: это своего рода «вклад в будущее. Подготовить будущего императора к невыгодному для России союзу с Британской империей, что и произошло во время Первой Мировой Войны, в которой Россия заплатила кровью миллионами своих сыновей за победу британских геополитических интересов.
Николай II, вступая в войну, руководствовался не советами мудрых, например, предостережениемП.Н.Дурново о гибельности вступления в войну даже при весьма сомнительной победе, изложенным в его знаменитой «Записке», написанной в феврале 1914 г. Его решение было во многом эмоциональным: обижают православную Сербию. Эта повышенная чувствительность и неумение мыслить стратегически и обусловили его безропотность и мелодраматический стиль собственноручно написанного им акта-обращения к начальнику штаба,когда предатели-заговорщики потребовали отречения.