В начале летнего сезона по экранам прокатился «Красный воробей», откровенно расстроив тем, что современная Россия предстает в американском фильме в виде чернушной версии позднего СССР. Даже красавица Дженнифер Лоуренс не спасла ситуацию. Чтобы отвлечься от несъедобной и тоскливой клюквы расписной, давайте вспомним другие опыты «наших западных коллег» по изображению Страны Советов и людей, ее населяющих.
Парк Горького (1983)
Относительно удачная попытка вырастить криминально-политический триллер на российской почве. Хельсинки и Стокгольм, вынужденные изображать Москву, а также куча мелких неточностей портят впечатление, но создателей фильма можно простить: в СССР в разгар холодной войны их не пустили, так что пришлось додумывать советский быт для экрана. После «Уотергейта» американцы очень полюбили истории про заговоры спецслужб и коррупцию в высших эшелонах власти. Советское отражение заокеанского сюжета довольно уверенно смотрится в родных интерьерах, даже несмотря на все шероховатости. Не подкачали и актеры. Молодой Уильям Хёрт играет следователя-идеалиста, которому предстоит распутать тройное убийство. Пожилой Ли Марвин изображает американского торговца соболями.
Красная жара (1988)
Какой же русский не любил Арнольда Шварценеггера в эпоху видеосалонов? А уж когда «Шварц» изображал на экране сурового русского милиционера, оттаивало сердце даже самого закоренелого патриота. И не важно, что «Красная жара» не стала хитом за океаном, этот фильм сблизил Россию и Америку крепче, чем объятия лидеров двух стран. Режиссер крепкого мужского кино Уолтер Хилл отправил советского терминатора с железными принципами покорять современный Дикий Запад, выдав ему в напарники шебутного раздолбая Джима Белуши. А мы вместе с таким родным «дядей Стёпой» постигали нюансы американской жизни, сидя перед экраном, и пытались копировать «русский акцент» любимого австрийца. И конечно, Шварценеггер в милицейской форме на Красной площади смотрелся очень эффектно. Это был первый случай, когда иностранных кинематографистов допустили так близко к Кремлю.
Русский отдел (1990)
За короткий период от начала Перестройки до полного разрушения некогда могучей державы на территории СССР было снято всего два американских фильма. В первом – «Красной жаре» – было лишь несколько московских кадров. Но в «Русском отделе» значительная часть действия происходит (и была снята) в России. Не избавившись от родовой травмы Холодной войны, западные киноделы по привычке бросились в горнило шпионской истории. Впрочем, на этот раз в основе лежал роман мастера жанра Джона Ле Карре, а в Москву отправился сам Шон Коннери. Пусть в «Русском отделе» он лишь литератор, все мы знаем, что в столицу приехал настоящий Джеймс Бонд. Никаких перестрелок и шуточек, ведь на кону не только переданное на Запад досье по советской ядерной программе, но и поиски ответов на любимые вопросы: «Что значит быть патриотом?», «Чем можно пожертвовать ради Родины?». Задаваться ими будет не только английский джентльмен, но и очаровательная редакторша Катя Орлова с лицом самой Мишель Пфайффер. Актуальные проблемы для эпохи больших перемен.
Гражданин Икс (1995)
Садясь смотреть американский телефильм о поисках маньяка Чикатило, лучше не обращать внимание на попытки авторов воссоздать советскую и перестроечную Россию (убийства и в реальности, и на экране происходили с 1978 по 1990 годы): всё-таки окрестности Будапешта не очень убедительны в роли Ростовской области. Лучше обратить внимание на то, как умело режиссер Крис Джеролмо заставляет сопереживать следователю Буракову, которого сыграл печальный британец Стивен Ри. Необычное для СССР дело постоянно заводит в тупик, высокое начальство то помогает, то вставляет палки в колеса, годы проходят, трупы множатся, но настоящий сыщик не сдается и упорно идет по следу душегуба. Камера частенько отвлекается от него, чтобы последовать за убийцей. Такой ход позволяет показать, насколько удачно этот субъект маскирует свое поведение в обществе и постоянно уходит из-под носа у милиции. Отдельным украшением фильма стал Дональд Сазерленд в роли начальника Буракова. Под иронией, которой лучится этот персонаж, легко обнаружить такого же идеалиста, как и сам следователь.
Смерть Сталина (2017)
Доведенная до гротеска интерпретация событий 1953 года, когда после смерти «отца народов» Иосифа Сталина советские бонзы делили престол, может или ранить ваши патриотические чувства или изрядно повеселить, заодно ужаснув. У британца Армандо Ианнуччи получился эдакий эпизод «Баек из склепа» о нравах представителей высшей советской власти. Режиссер уверяет, что в «Смерти Сталина» клеймит вообще саму традицию подковёрных политических интриг, но в России фарс, разыгранный целой плеядой международных звёзд, всё равно выглядит очень провокационно. Смотреть на свой страх и риск.
Бонус: Сериал «Американцы» (2013-2018)
Разговор о советских гражданах, оказавшихся в объективах западных камер, был бы не полным без упоминания большого шедевра маленького экрана. Сериал «Американцы» рассказывает о паре агентов КГБ в рейгановской Америке 80-х. Напряжение шпионского триллера отлично рифмуется с личной историей двух людей, которые по служебной необходимости притворяются семьей. Не чужда сериалу и тема самоидентификации в чужой стране с другой культурой и идеологией. Тонкая игра Керри Рассел и Мэттью Риза дополнительно подчеркивает глубину проблем, с которыми сталкиваются «Штирлиц и радистка Кэт» времен холодной войны. Подкупает и та дотошность, с которой авторы воспроизводят мелкие детали, выдающие русское происхождение героев. Целых шесть сезонов, в которые уложилась история «Американцев», пролетели незаметно.