В первое воскресенье августа отмечается День железнодорожника… Традиция идёт с советских времён – но сам праздник существовал и до 1917-го года, причём отмечался в день рождения императора Николая I. Причина очевидна: первая русская железная дорога была построена именно при нём – от Питера… нет, не до Москвы – но до Царского села. Обкатку Царскосельская дорога пройдёт в 1836-м (для начала – на лошадках) – а годом спустя состоится торжественное открытие с настоящим стефенсоновским паровозом. (Заметим, что Джордж Стефенсон соорудил первую в истории железную дорогу всего лишь в 1825-м – так что, наша станет шестой в мире).
…Надо признать – этому «месту в первой десятке» мы в значительной степени обязаны венскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру… Он прибудет по другим делам – но, имея опыт железнодорожного строительства на родине, немедленно вдохновится нашими просторами!.. Мысль, высказанная австрийцем в письме русскому императору актуальна поныне: «…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путём увеличения скорости передвижения».
…Николай отреагировал мгновенно – а ведь в те времена железные дороги считались опасным баловством!.. Правда, идею строить сразу из Петербурга в Москву пока отложат – так что Царскосельскую дорогу можно назвать экспериментальной… Николаевская откроется в 1851-м – именно там и появится загадочная русская колея шириной 1524 мм. (У Царскосельской она, по воле фон Герстнера, была и вовсе шестифутовая– 1829 мм).
…Общеизвестен неприличный анекдот на эту тему – но, на самом деле, британский стандарт в 1435 мм датируется только 1846 годом – причём, приживался в Европе он долго (отклонения есть и сейчас) – так что Россия могла выбирать по своему усмотрению. Распространено мнение, что решающую роль сыграли военные резоны («…чтобы враг не въехал к нам на паровозе!») – ну, может быть… (Другая версия – «американский след» – это ровно пять футов…