Жизнь этой гениальной актрисы всегда была насыщенна, о её неиссякаемой энергии ходили легенды. Потрясающая женщина, сильная личность, обладающая высоким уровнем независимости от общественного мнения и предрассудков. Она смело шла по жизни вперед, добивалась практически всего чего хотела, и свято верила в свою правоту и непогрешимость.
Маша родилась в рабочей семье, отец обожал свою дочурку, никогда не ругал и прощал любые шалости. Девочка росла скандалисткой и хулиганкой. Она постоянно меняла школы, вернее, её выгоняли из-за сложного характера. Однажды, придя домой, она от обиды расплакалась. Увидев слезы своей Манюшки, отец сказал:
- Ну, не реви... Подумаешь, из школы выгнали. Их вон сколько, а ты – единственная!
Родительская любовь и всепрощение сформировали у Марии «железный» характер, который помог ей: не бояться говорить правду, менять театры, искренне любить и даже требовать роли. Многих не устраивала такая жизненная позиция девушки, и когда она обнаруживала вокруг себя недоброжелателей, то называла их глупцами и бездарями. От такой прямолинейности многие ее недолюбливали. Однако, даже они признавали талант и одаренность актрисы.
С самого раннего детства Маша мечтала о сцене, в школе посещала кружок художественной самодеятельности. Окончив обучение, девушку приняли в Театр юного зрителя без соответствующего диплома. Там она подружилась с замечательной актрисой Клавдией Пугачёвой. Как-то после спектакля, та возмущённо произнесла: «Хватит! Не хочу быть кастрированной актрисой, ухожу!». Маша тоже ушла, а через некоторое время решила: надо учиться дальше.
Одаренной студентке учеба в институте искусств давалась легко. Ее наставник, Борис Сушкевич, души не чаял в своей ученице. Но и здесь прямолинейный характер сыграл с Барабановой «злую шутку». На последнем курсе ребята обсуждали создание театра Сушкевича. При голосовании только Мария была против. Аргументировала тем, что это будет уныло, неинтересно и довольно скучно. Потом восторженно добавила: «Совсем иное дело – Мейерхольд!». В этот момент появился Сушкевич, кто-то из парней цинично «бросил»:
- Барабанова, а при Борисе Михайловиче сможешь все повторить?
Мария смело повторила свои слова. После этого преподаватель не стал ее обучать. Барабанова заканчивала учебу с другим курсом.
Первый раз актриса попала на съемочную площадку в тридцать пятом году. Вспыльчивый характер девушки, правда, чуть не лишил её интересной роли. Мария больше дружила с ребятами и однажды компания решила «гульнуть» в «Астории». За ближайшим столиком сидела важная дама и откровенно разглядывала Барабанову. Актриса решила проучить наглую особу, от этого поступка друзья еле её удержали. Как же она была удивлена, когда вскоре получила приглашение сняться в киноленте «Девушка спешит на свидание».
Став дипломированной актрисой Барабанова пошла служить в Ленинградский театр Комедии. Главный режиссер, Николай Акимов, сразу оценил незаурядные способности девушки. Ей подвластны были любые персонажи: от озорных юношей до великосветских женщин легкого поведения.
В 1939-м году Эраст Гарин пригласил Барабанову сыграть мужскую роль - конюха. Мелодрама «Доктор Калюжный» принесла успех не только Марии, но и таким знаменитостям как, Яна Жеймо, Константин Сорокин, Юрий Толубеев, Аркадий Райкин.
Спустя два года, Гарин задумал снять по одноименному роману Марка Твена киноленту «Принц и нищий». Зная темпераментный характер актрисы, режиссер предлагает ей сыграть принца Эдуарда VI и бедного юношу Тома Кенти. Роль отнимала у актрисы все время. Она практически разрывалась между московской съёмочной площадкой и театром в Ленинграде.
Не выдержав такого сумасшедшего жизненного ритма, она бросает театр. Николай Акимов устроил грандиозный скандал, и было из-за чего. Барабанову задействовали во многих спектаклях, и лишаться талантливой актрисы ему, конечно, не хотелось. Но Мария настояла на своём. Фильм продолжили снимать в Сталинабаде (Душанбе), вся студия Горького переехала туда, как только началась война.
Мария Павловна была отчаянной и очень смелой женщиной. Запросто могла прийти к высшему руководству и решить серьёзный вопрос. Например, узнав, что ее бывшие коллеги из театра Комедии живут в ужасных условиях, добилась, чтобы всю труппу перевезли из Казахстана в Таджикистан. Вскоре актриса возглавила пост секретаря парторганизации на киностудии им. Горького. Строгая активистка не давала никому «спуска», и в то же время, таким артистам, как Василий Шукшин, она старалась помочь.
После участия в кинолентах «Мы с Урала» и «Русский вопрос» целых десять лет не появлялась на советских экранах. За это время Мария Павловна успела несколько раз побывать замужем и родить дочь. Она отчаянно искала мужчину, который станет ее половинкой. Но семейное счастье так и не пришло в ее дом. Так же актриса понимала, что зритель забыл о ней. Чтобы быстро о себе заявить, нужна была яркая, интересная роль. И судьба преподнесла ей этот подарок.
Александр Роу искал для своего фильма-сказки «Новые похождения Кота в сапогах» (1957) артистов. Барабанова, как только об этом узнала, ворвалась в один из кабинетов киностудии и ударив кулаком по столу твердо сказала:
- Сказочного Кота буду я играть! Только я!
Многим кинокритикам эта идея показалась бредовой. Барабановой шел сорок седьмой год, далеко не юный возраст. Но, несмотря на упитанность и фигурную «кряжистость», персонаж получился обворожительный. Актриса обладала просто магическим обаянием, и по сей день остается самым лучшим сказочным Котом в сапогах.
Казалось, после такого мощного взлета Марию Павловну должны были закидать сценариями. Этого не произошло, и через семь лет она отважилась сама снять картину. Главную героиню, Машу Барашкину, играла сама. На ведущие роли пригласила очень известных актеров: Рину Зеленую, Ольгу Аросеву, Татьяну Пельтцер, Леонида Харитонова и др. Помогал и консультировал её режиссер Владимир Сухобоков.
Отрывок из фильма-сказки «Новые похождения кота в сапогах», 1958 год
В этой смешной музыкальной киноленте, актриса рассказала практически о себе. Героиня Марии старалась всем помочь, и свою жизнь направляла на добрые и справедливые дела.
К сожалению, кинокомедия провалилась. Она подверглась жесткой критике, и зрители не оценили труд Барабановой. Однако, Мария Павловна не отчаивалась, считала картину удачной. К тому же, актрису опять начали приглашать на новые проекты.
Одна за другой выходят киноленты. Её героинями становятся веселые бабульки, няньки, тетушки. Барабанова с блеском сыграла Бабу Ягу в двух сказках «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» и «Сказка про влюбленного маляра». Всего актриса сыграла в сорока двух кинопроектах. Последний был в 1992 году, правда фильм в большой прокат так и не вышел.
Мария Барабанова последнее время тяжело болела, принимать участие в съемках не могла. Замечательная актриса ушла из жизни в канун женского праздника – 7 марта 1993 года.
Мария Павловна оставила после себя незабываемые, яркие роли, которые мы с большим удовольствием будем пересматривать еще долгие годы.
Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще :)