Найти тему

Букинистическая ерофеевщина

Знаете, рынок книжного антиквариата, несмотря на всю свою специфичность, как и любой другой, подвержен изменениям. Он точно так же определяется дихотомией двух параметров - спроса и предложения. С течением времени в среде антикваров, коллекционеров и дилеров зарождаются новые и затухают старые тенденции. Если вчера никто и не думал серьезно вкладываться в автографы поэтов-шестидесятников и их не было на рынке, то сейчас ассортимент любого аукционного дома буквально ломится от их количества и их уже даже принимают у населения к продаже с большим трудом. А все потому, что на рынок, где такого товара не было вообще где-то 2-2,5 года назад начали попадать отдельные экземпляры, подписанные Вознесенским, Евтушенко, Рождественским, Ахмадулиной и иже с ними. Первые экземпляры оценивались осторожно, рынок прощупывался. Вдруг все они подчистую уходят с аукционов, да еще и каким-то подъемом. Зарождается мода. Автографы этих поэтов начинают все активнее появляться на аукционах. Помимо подписанных книжек, появляются другие предметы: письма, рукописи, черновики, машинописи, фотографии, открытки и все прочее, что могло быть связано с шестидесятниками. В то время как сейчас, когда рынок перенасытился этими вещами, интерес к ним угас.

Важно понимать и помнить, что рынок не статичен и здесь не всегда востребовано одно и то же. Да, безусловно, есть какой-то пул вещей, которые расцениваются как истинные сокровища и будут стоить дорого всегда и с весьма высокой вероятностью будут куплены. Автографы писателей "Золотого века" русской литературы (Пушкин, Лермонтов, Гоголь - поистине ненаходимые вещи), оригинальное "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева (принято считать, что это самая редкая и соответственно самая дорогая русская книга, однако о точных цифрах речь не идет как раз по причине отсутствия прецедента), гражданские книги Петровских времен (при Петре I был введен гражданский шрифт и поставлен на поток выпуск светских книг по различным наукам и технике взамен засилью церковной книги, которые после его смерти повально уничтожались его ненавистниками). Все эти вещи всегда будут в центре внимания, но их крайне мало и они крайне редко оказываются в продаже.

Нас же особо интересует феномен сегодняшнего спроса, того, что сейчас может если не на равных, то хотя бы более менее достойно тягаться с вышеперечисленными сокровищами, а завтра будет благополучно забыто.

На самом деле на написание этого текста меня сподвигла сравнительно недавно оформившаяся тенденция. Дело в том, что в течение последнего года (+/- пара месяцев) наблюдается устойчивый интерес к жизни и творчеству Венедикта Ерофеева. Да, того самого, который "Москва-Петушки" сотворил. Отдельные вещи, относящиеся к этому писателю достигают на аукционах каких-то заоблачных цен. Всему виной уникальный и пугающе интересных жизненный и литературный путь Ерофеева. Сюрреализм, Алкоголизм, болезнь, какой-то беспросветный мрак в работе и становлении человеком, супруга, сошедшая с ума и покончившая с собой. Один только этот ореол загадочности и интригующей чуждости личности нашему привычному миру.

Для букиниста еще особое значение имеет тот факт, что от Ерофеева осталось очень мало письменных памятников. Он, по всей видимости, не был щедр на автографы, да и не нужны они были широкой публике, потому как в СССР его знаменитая поэма была опубликована только в 1988 году (спустя 15 лет, после первого иерусалимского издания, имевшего тираж в 300 экземпляров), да и то, все матерные слова были зацензурены и заменены отточиями, а уже через 2 года, в мае 1990, Веничка Ерофеев скончался.

Встречаются лишь уникальные записи, дневники, черновики. Вещи, которые воистину существуют в единственном экземпляре.

-2
-3
-4

Автографы Венедикта Ерофеева регулярно продаются на аукционах по ценам, близким и превышающим 100 000 рублей, письма достигают 300 000 тысяч, а дневники оцениваются на уровне, близком к миллиону. Аукционный дом "Антиквариум", например, продавал целую подборку дневников, каждый из которых был оценен в 1 000 000 рублей, но продать им удалось лишь один из них и только снизив цену (до 700 000).

-5

За 310 000 рублей в том же "Антиквариуме" было продано вышеприведенное письмо к жене.

Продаются и вещи, косвенно связанные с именем Ерофеева. Тут даже есть занятная история. В один момент на рынке всплыл архив друга Ерофеева Игоря Авдиева. Этот архив принесли нам. Я самолично его перепроверял на приемке и составлял опись всех вещей, чтобы ничего не потерялось. Руководство было вне себя от радости. Однако совсем скоро эти вещи довольно внезапно исчезли. Нет, они не были украдены, их просто вернули сдатчику, либо он инициировал возврат сам. В любом случае до аукциона мы их не довели. Технически на них даже не успели составить договор и оценить. А сейчас, работая над этим текстом, я вижу, что вся эта подборка все таки оказалась на рынке, но выставил ее "Литфонд", где лот не продался за 280 000 рублей (в подборке куча книг, косвенно связанных с Ерофеевым, и всякая мелочь вроде дневниковых записей, машинописей и отдельных записей не самого Венедикта, а людей из его окружения, самое интересное на мой взгляд - это справка из Психоневрологического диспансера, выданная знакомому Ерофеева В. Бармичеву). В итоге весь этот архив перекочевал в магазин и аукционный дом "Старая книга", где и был реализован за 160 000.

-6

Сейчас грядет очередной прецедент. "Литфонд" выставил дневник Ерофеева от 1979 года на аукцион, который пройдет 16 августа.

-7
-8

Этот неопубликованный дневник (во второй половине 1990-х гг. некоторые его дневники действительно были изданы) оценен в 900 000 рублей.

В общем, если у вас вдруг есть рукописные памятники жизни и творчества такого эксцентричного литератора, как Венедикт Ерофеев, то сейчас самое время их продавать. К нему есть колоссальный интерес, обусловленный тем, что его современники сейчас - это обеспеченные люди в возрасте 55-70 лет, вращавшиеся в тогдашних андеграундных литературных кругах. Они живут за счет ностальгии, а их ностальгия - лучшая почва для смены рыночных тенденций. Такие вот дела.