Ко мне в приемную, со слегка смущенной улыбкой, заходит мальчик 9 лет.
Спотыкается, не знает, куда лучше поставить свои сапоги и повесить куртку — родители сказали ему, что эта тетя будет говорить с ним очень серьезно о его ночных страхах. И нужно будет очень внимательно слушать, а потом сделать все как она, психолог, скажет. Одним словом, поводов, чтобы трепетать у него, похоже, предостаточно.
Мы приветствуем друг друга, он оглядывается по сторонам, я приглашаю его посмотреть, нет ли чего-то интересного для него в этой комнате. Среди прочего — красок, разнообразных игрушек, музыкальных инструментов, пластилина, всевозможных средств для рисования и поделок — он выбирает конструктор лего.
В то время как мы неспешно беседуем о том, что он любит и не любит, его руки живо мастерят то одну, то другую конструкцию. В какой-то момент я замечаю, что одна супермашина в его руках нещадно громит другую. И я понимаю, что вот он, этот момент… игра началась! Я присоединяюсь к нему, мы добавляем в игру звуки, немножко декораций, героев — человечков и монстров, распределяем роли, он учит меня, как правильно должны говорить и ходить герои компьютерной игры с непроизносимыми именами. И так целый час. А перед окончанием сессии он говорит мне, что ему страшно, потому что их семью могут выгнать из дома. И еще, что ему хочется больше быть с папой, который много работает. Потому что папа сильный.
Про что эта история? Про то, как проявляется неявное, находятся слова невысказанного, обретают форму и конкретное содержание смутные тревоги — через игру и творческую активность.
На следующих встречах мы со всех сторон обыгрывали тему силы: лепили, рисовали, делали костюм супергероя, отрабатывали тактику боя на мечах. И параллельно говорили с родителями: о том, чего боятся они и как их страхи могут считываться ребенком; о том, как они справляются со сложной жизненной ситуацией, в которой оказались; о том, где их место силы и как они могут поддержать своего сына.Через пару месяцев мама позвонила мне уже по другому поводу, сказала, что по ночам сын больше не приходит в родительскую комнату…
Про что эта история? Про то, как проявляется неявное, находятся слова невысказанного, обретают форму и конкретное содержание смутные тревоги — через игру и творческую активность.
Роль арт-терапевта, психолога или психотерапевта в том, чтобы поддержать и направить творческий процесс, помогая ребенку (или взрослому) увидеть то, что беспокоит, лучше понять свои чувства, разобраться в спутанных мыслях. И, в конечном итоге, изменить то, что нужно — сначала во внутренней, а потом, постепенно, и во внешней реальности.
Арт-терапия (здесь я использую этот термин как общий для разных терапевтических направлений, связанных с использованием искусства и игры) — это вид психо-логической помощи, основанный на естественной способности человека к самоисцелению через творчество.
Прежде всего, терапевтична уже сама возможность выразить себя — с помощью рисунка, преображения в воображаемого персонажа, музи-цирования, сочинения историй или стихов, танца, потому что так мы можем:
• справиться с чувствами, которые невозможно назвать, состояниями, о которых трудно сказать прямо;
• избавиться от напряжения, отпустить то, что беспокоит;
• сделать неосознаваемое осознан-ным, невидимое — видимым;
• выразить то, что внутри, понять себя лучше и, значит, получить шанс для изменений, как себя, так и окружающей действительности;
• утвердиться в этом мире: «я есть»,«я существую», «я могу влиять, «я преобразую реальность».
Игра — это естественное состояние для ребенка и также ресурс, сила и мощная энергия для взрослых. В игре, как и в любом виде творчества, мы преобразуем действительность. С помощью воображения мы способны находить выход за пределы привычного, взглянуть по-новому на то, что тревожит, найти решение там, где ситуация кажется неразрешимой.
Арт-терапевты работают как с детьми, так и со взрослыми (совершенно не обязательно творческих профессий). Работают с целым рядом различных запросов: от школьной неуспеваемости и нарушений развития до разводов и адаптации к жизненным изменениям. Найдите своего специалиста и воспользуйтесь своей способностью к творчеству как целительной силой для перемен к лучшему.
Аяна Спивак
Психолог, танцевально-двигательный терапевт.