Мало кто знает о необычной тенденции. Современные самолеты от Boeing и Airbus в среднем летают медленнее предшественников середины ХХ века. И речь идет о сравнении не со сверхзвуковыми «Конкордом» или Ту-144.
Если посмотреть летные характеристики самолетов, то можно заметить, что среднестатистический современный самолет летит со скоростью 850-900 км/ч, в то время как какой-нибудь Ту-154 или Боинг-727 имел скорость под 950 км/ч.
Казалось бы, мир не стоит месте, технологии развиваются, повышаются скорости и люди ставятся более мобильным, но почему же тогда практически все современные Boeing и Airbus так замедлились.
У этого есть несколько объяснений.
Со временем инженеры авиастроители пришли к оптимальным формам планера и скоростям полета самолетов. Если сравнить Ту-154 и Airbus A320, не сложно заметить, что крылья у современных лайнеров расположены иначе. Крыло Ту-154 позволяло самолету лететь быстрее за счет большей стреловидности. Но полет – это еще и взлет и посадка, самые опасные и сложные элементы полета, где необходимо маневрирование на значительно более низких скоростях.
Лучшие характеристики крыла позволяют на минимальных режимах лететь медленнее и тише, а само приземление происходит куда более комфортно, причем не только пассажиров, но для конструкции лайнера, а все авиаконструкторы неизменно борются за увеличение ресурса самолетов. Снизив скорость, можно снизить и уровень шума в салоне.
Еще одна причина в двигателях и экономии топлива. В теории любой самолет, даже такой гигант, как двухэтажный А380 можно разогнать до скоростей, превышающих 1000 км/ч. Можно, но зачем. Чем быстрее летит самолет, тем более активным должен быть режим двигателя. Если разогнать двигатель до предельных режимов, это чревато неоправданным увеличением расхода топлива и снижением его ресурса двигателя.
Авиасторители подобрали оптимальную скорость полета – это около 900 км/ч.
Поскольку абсолютное большинство полетов происходит на расстояние в 5-6 тыс.км., то возникает вопрос, что на такой дистанции лают лишние несколько десятков километров в час? Скорее всего, полчаса экономии в полете. При этом наземные процедуры занимают жестко фиксированное время и никак не изменяются. Но такое ускорение возможно только за счет существенного подорожания билетов. И это пассажиры точно заметят.
Для перевозчиков параметры расхода топлива, циклы взлетов и посадок лайнеров важнее, чем скорости полетов. Расход топлива – это не только деньги, но и запас дальности полета. Авиакомпании дешевле лишний раз покормить пассажира, чем довезти его быстрее.
Авиация – устоявшаяся индустрия, которая эволюционно за десятилетия по многим параметрам достигла своих оптимальных показателей. И скорость – это явно один из них.