ВНИМАНИЕ! Автор статьи – не приверженец каких-либо ультраподобных взглядов и считает любой радикализм до опасности вредным. Посему текст не является призывом к агрессии и безрассудству. Будьте паиньками, слушайтесь маму/папу/Бога (нужное подчеркнуть).
Так нужно ли? Конечно, я имею в виду не всю литературу, а только ту, которая, по определенным соображениям, была внесена в федеральный список экстремистских материалов и теперь мирно покоится там, позабытая, брошенная, никем не купленная и мало кем прочитанная. Я бы вовсе не задался этим вопросом и спокойно продолжал довольствоваться тем, что «дают», если бы однажды не наткнулся на книгу Дмитрия Нестерова «Скины: Русь пробуждается». В чем же дело?
До «Скинов…» мне уже приходилось читать «запрещенку»: это были «Моя борьба» сами-знаете-кого и «Реструкт» М. Марцинкевича; запрет на распространение этих опусов (последний из которых, по-видимому, был написан под влиянием первого) был мне понятен: очевидная статья 282, придраться не к чему. Но вот «Скины…»… Читать их я начал не без предвзятости. Оно и ясно, ведь одно название уже настолько вызывающее и экспрессивное, что космополиты, увидев его, фыркнут, моралисты активно проигнорируют, а среди представителей диаспор непременно найдутся униженные и оскорбленные.
Итак, увидел ли я в этой книге призыв к непотребным действиям? Нет. Была ли она написана в пропагандистских целях? Тоже непохоже. То есть Нестеров написал обычное художественное произведение с жирными вкраплениями сцен насилия, фабула которого, безусловно, тянет на возрастное ограничение 18+, но это – максимум! Конечно, в произведении описываются похождения кровожадных нацистов, которые ловили и забивали до полусмерти рэперов и «понаехавших»; сцену с избиением подруги чернокожего парня я вообще читал с огромным отвращением как к подробному описанию насилия, так и к бритоголовым негодяям, вершащим самосуд. Но ведь, судя по тому, что мне приходилось читать и смотреть до этого, в «Скинах…» нет ничего особенного! Приведу примеры, начиная с высосанного из пальца и заканчивая тем, что наведет на серьезные размышления о том, почему что-то можно, а что-то - категорически нельзя.
Например, фильм «Маньяк» 2012 года с Элайджа Вудом. Главный герой встречался с красивыми женщинами, убивал их и снимал скальпы, надевая последние на манекены. Очень жуткий фильм, смотрел его буквально сквозь пальцы, не отнимая дланей с лица. Хоррор отличный, хотите пощекотать нервишки – посмотрите обязательно. Вот только с недавних стал мучать вопрос: может ли этот фильм взрастить ненависть к красивым женщинам? Если «Скинов…» запретили по причине разжигания вражды к жертвам оголтелых нациков, то, по логике вещей, очень даже может! Тогда почему не запретили хотя бы к показу в кинотеатрах?
Более явными примерами могут послужить фильмы «Romper Stomper», «Американская история X» и «Россия 88», которые, безусловно, тянут на пропаганду национал-социализма. Почему запретили талантливо написанное произведение, оставив нетронутыми вышеперечисленные фильмы – непонятно. Здесь я вижу только дискриминацию литературного ремесла, а это, как по мне, гораздо более весомый резон для обращения в суд.
Ну, и напоследок вспомню верных и покорных слуг нашей власти, которые каждый день с экранов телевизоров только и делают, что культивируют ненависть, нагло перевирая факты и позволяя себе фривольности в высказываниях. Почему не воспрещена их деятельность? Разве не достаточно ненависти они взрастили к американцам и украинцам – целым народам? По-моему, если государство по-настоящему хочет бороться с фашизмом, оно должно начать с себя и подконтрольных ему СМИ, а не запрещать распространение весьма недурно написанных художественных трудов и сажать за репосты «подозрительных» картинок в сети.