Найти тему
Кусочки медиа

Навыки или знания?

Оглавление

Когда дело доходит до споров об образовании, интуиция всегда кричит:

ЗНАНИЯ!! Вот, что тебе нужно. Знания дают тебе в школе, вузе, и на курсах. Их ценят и спрашивают.

Именно это стереотип сидит у почти у каждого в голове. Но сейчас 21 век. Время интуитивных решений ушло ещё в прошлом веке.

Навыки и человек
Навыки и человек

Реальность говорит: «мне нужен результат, мне нужны решения, а не оценки». Только применение навыков даёт результат. При получении результатов навыки стоят над знаниями, ведь применение знаний тоже навык.

Если проводить аналогию с математикой, то навык - это формула с переменными, а знания - сами переменные. Что получится в результате вычислений зависит сначала от формулы, а потом от знаний.

Такое отношение между навыками и знаниями связано с несколькими вещами:

Знание ответ, Навыки решение.

Мы всю жизнь решаем задачи. Поесть, поспать, сделать ремонт, найти вещи на зиму. Для решения задач мы используем навыки. От одного навыка до десятков и сотен навыков.

Чтобы сделать бутерброд с колбасой нужен целый букет навыков: поиск предметов, открытие упаковки, выбор ножей и досок, нарезка хлеба и колбасы, накладывание продуктов, упаковка, уборка. Всё это навыки.

Навыки меняют мир. В противовес знания просто существуют в головах людей. Знания без навыков по их использованию бесполезны.

Знания - это просто соединенная информация. Качество и сохранность знаний зависит от стимуляции соединений. Стимуляция происходит когда к знаниям обращаются навыки, решая очередную задачу.

Знания - это не абсолютная вещь, они могут быть неправильными, ошибочными или не оптимальными. Чем больше, сложнее и многограннее задачи знания помогают решать, тем крепче соединение информации и больше проверок правильности связи.

Без навыков знания перестанут существовать за ненадобностью, или останутся в корявом виде где-то на затворках сознания.

Поскольку навыки определяют знания, то именно навыки определяют и восприятие мира, понимание как что устроено. Отсюда вытекают риски ошибочного восприятия мира, связанные с плохими навыками:

1. Некачественный навык. Плохие навыки плохо работают, плохо решают задачи и создают неправильные знания и представления.

Пример: Без умения удобно резать перец, чистить морковь или картофель, готовка длится не 15 минут, а все 30, организуя вечный бардак на кухне.
Нужный навык позволит аккуратно резать овощи, сохраняя чистоту на кухне.

2. Подмена навыка. Ситуация, когда нет отдельного навыка для решения специальной задачи, и такой навык приходится подменять другими. В таком случае у человека создаётся ложная картина мира и своих действий.

Пример: Для написания рефератов почти не ставят отдельных навыков, вместо них используют навыки конспектирования и написания сочинений.
Получив хорошую оценку за такой реферат, человек будет и дальше делать халтуру, в дальнейшем это будет только ухудшатся.

3. Отсутствие навыка. Случай, когда нет отдельного навыка, и даже нет похожего навыка в арсенале. Без опыта работы с отсутствующими навыками человек зарастает мифами и комплексами.

Пример: Навык управлять своим временем - один из самых желаемых и редких навыков у людей. Без него человек теряет уверенность в своих силах и не хочет строить планы на будущее.

Рекомендации по работе с навыками

Хотя все навыки разные, но при работе с ними есть общие рекомендации:

  • Разнообразие решаемых задач: так в критический момент можно подменить навык. В долгосрочной перспективе так лучше не делать, но краткосрочная подмена навыков может спасти.
  • Обновление навыков: навыки - это не статуя, а адаптирующаяся модель решения задач. Если не оптимизировать навыки, они могут в будущем перестать работать.
  • Обновление знаний: знания тоже устаревают и приходят в негодность, их тоже нужно поддерживать.
  • Требования к результату: так навыки будут поддерживаться и развиваться.
  • Чёткая оценка результатов: при оценке результатов нужно понимать, от чего он зависел, какую роль сыграли навыки, знания и восприятие с эмоциями.

Эти рекомендации повышают шансы на решения и понимание любой задачи, от того как проснуться утром, до того как придумать ракету. Нужно просто решать задачи и думать, понимая, что такое навыки и знания, тогда успех придёт раньше всего.