В России всё плохо – от слова «совсем». Здесь всегда сумрак и холод, девушки не умеют улыбаться, карьеру в балете можно сделать только на сломанных костях конкуренток, а из квартиры вас попросят съехать, как только вы утратите ценность для государства. В таком постсоветском Мордоре живет печальная красавица с традиционным русским именем Доминика (локализаторы благоразумно заменили на Веронику).
Сыграла бывшую балерину, волею судеб и высокого начальства переквалифицировавшуюся в супершпионку, Дженнифер Лоуренс. Актриса снова работает с режиссером «Голодных игр» Фрэнсисом Лоуренсом (не родственник), чтобы опять рассказать о волевой и целеустремленной героине, которой предстоит набраться опыта и обставить врагов. Кино без малого ужасно – идет почти два с половиной часа, но лишь изредка подает признаки жизни, да и в эти редкие моменты энергии в нем, как в замороженном карпе. Но сейчас не об этом. Интереснее изучать «Красного воробья» как уникальный пример фильма-перевертыша.
Помните плохие советские фильмы, в которых нам показывали, как загнивает Запад? Здесь мы имеем дело с точно такой же идеологической агиткой, при этом, похоже, снятой совершенно искренне. Лоуренс и Лоуренс просто постарались соответствовать представлениям широкой общественности о России и людях ее населяющих. В итоге сюжетный винегрет совершенно несъедобен. Фильм снят по роману бывшего оперативника ЦРУ Джейсона Мэттьюса, но больше похож на адаптацию произведения не шибко подкованного в политике студента. Как еще объяснить, что в спецшколе будущих шпионок учат только тому, как ненавидеть свою родину и использовать практические навыки для того, чтобы поскорее переметнуться на сторону противника?
При этом три агента ЦРУ, отдувающиеся в фильме за всю западную разведку, едва не машут ангельскими крылышками за плечами – настоящие образцы этики, костьми готовые лечь за балерину, которую обидела родина-мать. Их разведчики – не чета нашим зверюгам, в прямом смысле слова сдирающих шкуру с любого, на кого упадет их взгляд.
Почему авторы на голубом глазу кормят зрителя такой чушью? Ответ может быть только один – они сами остались во временах холодной войны. В их представлении зловещий СССР всё еще угрожающе гремит военной техникой у границ свободного мира. Несмотря на изменившийся за четверть века характер противостояния России и Запада, создатели «Красного воробья» пытаются доказать, что секретные данные передаются на стопках дискет, заботливо обернутых резиночкой, а заместителя директора СВР можно завербовать за $250 тысяч. Использование примы Большого театра в качестве секретного агента, работающего под псевдонимом, тут уже не должно удивлять.
Фильм имел шанс стать замечательным и веселым трэш-боевиком, но не срослось. «Красный воробей» серьезен, как подвалы Лубянки, куда Доминику таскают для регулярных допросов и пыток. Вернулась из командировки в «капстрану»? Изволь пройти на сеанс холодного душа с подвешиванием.
На том самом Западе картина не особо впечатлила критиков – они не разглядели в ней глубокого смысла. В наших реалиях этот смысл разглядеть вполне возможно, но от него становится как-то грустно.
Впрочем, не всё так плохо – «Красный воробей» отлично сработал в качестве контрпрограммирования. Фильм вышел в наш прокат 31 мая, а уже через пару недель Россия устроила лучший Чемпионат мира по футболу в истории, показав зарубежным гостям всё радушие и гостеприимство, на какие только способна! И это лучший ответ на неумелую агитацию.