Найти тему
Настроение кино

«Красный воробей» – записки из кинозала

В России всё плохо – от слова «совсем». Здесь всегда сумрак и холод, девушки не умеют улыбаться, карьеру в балете можно сделать только на сломанных костях конкуренток, а из квартиры вас попросят съехать, как только вы утратите ценность для государства. В таком постсоветском Мордоре живет печальная красавица с традиционным русским именем Доминика (локализаторы благоразумно заменили на Веронику).

Сыграла бывшую балерину, волею судеб и высокого начальства переквалифицировавшуюся в супершпионку, Дженнифер Лоуренс. Актриса снова работает с режиссером «Голодных игр» Фрэнсисом Лоуренсом (не родственник), чтобы опять рассказать о волевой и целеустремленной героине, которой предстоит набраться опыта и обставить врагов. Кино без малого ужасно – идет почти два с половиной часа, но лишь изредка подает признаки жизни, да и в эти редкие моменты энергии в нем, как в замороженном карпе. Но сейчас не об этом. Интереснее изучать «Красного воробья» как уникальный пример фильма-перевертыша.

Доминика Егорова – ум, честь, совесть, а также краса и гордость Отчизны
Доминика Егорова – ум, честь, совесть, а также краса и гордость Отчизны

Помните плохие советские фильмы, в которых нам показывали, как загнивает Запад? Здесь мы имеем дело с точно такой же идеологической агиткой, при этом, похоже, снятой совершенно искренне. Лоуренс и Лоуренс просто постарались соответствовать представлениям широкой общественности о России и людях ее населяющих. В итоге сюжетный винегрет совершенно несъедобен. Фильм снят по роману бывшего оперативника ЦРУ Джейсона Мэттьюса, но больше похож на адаптацию произведения не шибко подкованного в политике студента. Как еще объяснить, что в спецшколе будущих шпионок учат только тому, как ненавидеть свою родину и использовать практические навыки для того, чтобы поскорее переметнуться на сторону противника?

При этом три агента ЦРУ, отдувающиеся в фильме за всю западную разведку, едва не машут ангельскими крылышками за плечами – настоящие образцы этики, костьми готовые лечь за балерину, которую обидела родина-мать. Их разведчики – не чета нашим зверюгам, в прямом смысле слова сдирающих шкуру с любого, на кого упадет их взгляд.

Главный антагонист фильма. Любые сходства совершенно случайны
Главный антагонист фильма. Любые сходства совершенно случайны

Почему авторы на голубом глазу кормят зрителя такой чушью? Ответ может быть только один – они сами остались во временах холодной войны. В их представлении зловещий СССР всё еще угрожающе гремит военной техникой у границ свободного мира. Несмотря на изменившийся за четверть века характер противостояния России и Запада, создатели «Красного воробья» пытаются доказать, что секретные данные передаются на стопках дискет, заботливо обернутых резиночкой, а заместителя директора СВР можно завербовать за $250 тысяч. Использование примы Большого театра в качестве секретного агента, работающего под псевдонимом, тут уже не должно удивлять.

Карьера балерины у Доминики не задалась
Карьера балерины у Доминики не задалась

Фильм имел шанс стать замечательным и веселым трэш-боевиком, но не срослось. «Красный воробей» серьезен, как подвалы Лубянки, куда Доминику таскают для регулярных допросов и пыток. Вернулась из командировки в «капстрану»? Изволь пройти на сеанс холодного душа с подвешиванием.

На том самом Западе картина не особо впечатлила критиков – они не разглядели в ней глубокого смысла. В наших реалиях этот смысл разглядеть вполне возможно, но от него становится как-то грустно.

Впрочем, не всё так плохо – «Красный воробей» отлично сработал в качестве контрпрограммирования. Фильм вышел в наш прокат 31 мая, а уже через пару недель Россия устроила лучший Чемпионат мира по футболу в истории, показав зарубежным гостям всё радушие и гостеприимство, на какие только способна! И это лучший ответ на неумелую агитацию.