Найти в Дзене
pacific war

Балет на корме авианосца

В заметках про «Цветную команду» американских авианосцев я уже рас­ска­зывал, как на них появился такой важный элемент посадочных опе­ра­ций, как Посадочный сигнальщик (Landing Signal Officer, или сокращённо LSO), и для чего они вообще были нужны. И там же обещал со временем рас­сказать, как он работал и что означали его странные телодвижения. Ка­ковые при ближайшем рассмотрении оказываются вполне логичными и, в большинстве случаев, даже «интуитивно понятными». На самом деле эти команды по большому счёты так и не были официально формализованы, однако существовал общепринятый минимум из 13 основных сигналов. Итак, посадочный сигнальшик (далее просто LSO) «принимал» уп­рав­ле­ние самолётом в тот момент, когда тот завершал последний по­во­рот и ложился на посадочный курс, а пилот готовил свою машину к по­са­д­ке – выпускал шасси, посадочный гак и закрылки. Примечание: Специалистам в области авиации просьба не нервничать. На самом деле я более или менее владею авиационной терминологией,

В заметках про «Цветную команду» американских авианосцев я уже рас­ска­зывал, как на них появился такой важный элемент посадочных опе­ра­ций, как Посадочный сигнальщик (Landing Signal Officer, или сокращённо LSO), и для чего они вообще были нужны. И там же обещал со временем рас­сказать, как он работал и что означали его странные телодвижения. Ка­ковые при ближайшем рассмотрении оказываются вполне логичными и, в большинстве случаев, даже «интуитивно понятными». На самом деле эти команды по большому счёты так и не были официально формализованы, однако существовал общепринятый минимум из 13 основных сигналов.

Итак, посадочный сигнальшик (далее просто LSO) «принимал» уп­рав­ле­ние самолётом в тот момент, когда тот завершал последний по­во­рот и ложился на посадочный курс, а пилот готовил свою машину к по­са­д­ке – выпускал шасси, посадочный гак и закрылки.

Примечание: Специалистам в области авиации просьба не нервничать. На самом деле я более или менее владею авиационной терминологией, од­на­ко данные пояснения специально написаны так, чтобы они были по­нят­ны ещё и нормальным людям :)

-2

На этом этапе LSO мог сообщить пилоту о проблемах с посадочной кон­фи­гу­рацией его самолёта:

1. НЕ ВЫШЛО ШАССИ
2. НЕ ВЫШЕЛ ПОСАДОЧНЫЙ ГАК
3. НЕ ВЫПУЩЕНЫ ЗАКРЫЛКИ

-3

4. НОРМА – или буква «R» (Roger) в семафорной азбуке. Этот сигнал LSO держал пока всё шло нормально, а также возвращался к нему, когда пилот успешно выполнял его команду по коррекции посадки.

-4

Сдедующий сигнал регулировал курс и крен самолёта:

5. ДОВЕРНИ или УБЕРИ КРЕН – на этапе захода на посадочный курс LSO по­казывал пилоту, в какую сторону ему надо довернуть, чтобы его курс ока­зался точно по оси посадочной палубы авианосца. При необходимости сигнал мог усиливаться – LSO поднимал ногу и начинал ей дрыгать, изо­б­ра­жая работу педалью. Это означало, что одних элеронов мало и надо под­работь курс ещё и рулём направления. На заключительном этапе этот же сигнал помогал пилоту «горизонтировать» машину.

-5

Эта пара команд регулировал скорость садящейся машины:

6. СЛИШКОМ БЫСТРО – привычный сигнал «стой» дорожного ре­гу­ли­ро­в­­щика. Обозначал, что пилот должен уменьшить газ, при этом слегка при­подняв нос, чтобы не терять высоту.

7. СЛИШКОМ МЕДЛЕННО – тоже понятный жест «иди сюда» . Пилот дол­жен был добавить газ, слегка опустив нос, чтобы не набрать до­пол­ни­те­ль­ную высоту.

-6

Тоже пара команд, регулировавшие уже высоту полёта:

8. СЛИШКОМ ВЫСОКО – пилот должен был опустить нос и убавит газ, а за­тем, получив сигнал «НОРМА» о том, что теперь высота правильная, вер­нуть ручку управления и сектор газа в предыдущее положение.

9. СЛИШКОМ НИЗКО – всё с точностью наоборот, газ добавить, нос при­под­нять, после сигнала «НОРМА» тоже вернуть всё взад.

-7

Эта пара команд тоже относилась к регулированию высоты, но более точ­но. Обычно подавалась после выполнения одной из предыдущих. Они вы­пол­нялись лишь рулём высоты, без задействования ручки газа.

10. НЕМНОГО НИЖЕ – Пилот должен был слегка отдать ручку от себя и вер­нуть её в нейтраль после того, как LSO перестанет опускать «ракетки» и остановится в положении «НОРМА».

11. НЕМНОГО ВЫШЕ – Наооборот, ручку на себя, а затем в нейтраль.

-8

Если все предыдущие команды были по большому счёту «ре­ко­мен­да­те­ль­ными», то есть, помогавшими пилоту выдерживать нужные курс, тангаж и скорость, то две последние были ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ К ИСПОЛНЕНИЮ:

12. ПОСАДКА ЗАПРЕЩЕНА – Пилот обязан был либо немедленно до­ба­вить газ и набирать высоту, либо, если подавалась в последний момент, кру­то отвернуть влево. После чего самолёт возвращался в «посадочный круг» для следующей попытки.

13. УБЕРИ ГАЗ – Сигнал подавался за мгновение до того, как самолёт про­ле­тал мимо платформы LSO. Он обозначал, что всё идёт нормально, надо не­медленно перевести двигатель на холостые обороты и готовится к ка­са­нию. Сам жест «ракеткой по горлу» представлял из себя своеобразную иг­ру слов: по-английски команда «убери газ» (Cut Throttle) звучит дос­та­точ­но похоже на «режь глотку» (Cut Throat).

Завершающая отмашка «ракеткой по горлу», разрешающая посадку.
Завершающая отмашка «ракеткой по горлу», разрешающая посадку.