Сегодня дорога из Адлера до Красной Поляны на автомобиле занимает порядка 25 – 30 минут. Автомагистраль имеет несколько полос движения в каждую сторону, проходит через множество тоннелей и мостов, изюминкой среди которых является красивейший вантовый мост. Он успел сняться уже во многих фильмах и клипов для показа по телевизору.
Эта дорога была построена к Олимпиаде 2014 года.
До этого момента добираться до Красной Поляны нужно было немного дольше.
Дорога занимала около часа.
Новая дорога практически полностью дублирует старую и идет параллельно ей. Старая дорога отличается большими перепадами высот и большим ограничением скорости движения. Старая дорога была открыта для движения примерно в 2005 году. А до этого времени существовала одна единственная дорога, построенная еще в конце 19 столетия пленными турками.
По этой дороге добраться до горного поселка можно было за несколько часов.
Дорога имела один очень опасный скальный участок. Движение на этом участке было односторонним, то есть реверсивным. Из-за этого в каждую сторону были постоянные пробки, что и тормозило движение.
На участке случались постоянные камнепады.
Автобусы, курсирующие между Адлером и Красной Поляной, имели над своей крышей специальные конструкции из сетки, которые должны были хоть немного обезопасить пассажиров от возможной угрозы. Нередкими здесь были нечастные случаи. Большинство туристов попросту боялись ездить в этот живописный горный поселок. Именно поэтому горнолыжный спорт здесь и не развивался.
Однако сколь опасной бы ни была дорога, красоту ее ничто не затмит.
Дорога проходила по правому берегу реки Мзымта в ущелье Ах-Цу. Максимальная высота над рекой около 150 метров. Из-за того, что дорога находится в ущелье, довольно часто здесь случаются туманы и низкие облака. Порой облако находилось под дорогой, и складывалось ощущение парения в небе. Это место действительно удивительно красивое. Дорога проходит по извилистому серпантину. В особо опасных местах построены длинные арки, напоминающие полутуннели с «окошками», выходящими на Мзымту. В одном месте, где не удалось проложить дорогу, в скале выдолбили тоннель. Он до сих пор остается необработанным и неосвещенным. Если пройти сквозь него и посветить фонариком на его стены, можно увидеть слои горных пород и почувствовать на себе грунтовые воды. В этом тоннеле выдолблена ниша, в которой стоит большая икона Божьей Матери, считалось, что именно она помогает путникам оставаться живыми. Икона находится там и по сей день.
В настоящее время скальный участок закрыт для посещения. С обоих его сторон стоят шлагбаумы, запрещающие въезд на его территорию. Однако экстремалы и просто любители острых ощущений не оставляют это место. Даже сейчас там можно встретить пару велосипедистов или просто гуляющих людей.
Кусочек скального участка сегодня можно рассмотреть, если стоять на вантовом мосту лицом к тоннелю.
В этом случае он будет по правую руку на противоположном берегу мзымты. Добраться до него можно по старой дороге, доехав до Кепши. Там можно оставить машину, перейти дорогу, спуститься к Мзымте и продолжать идти по ее правому берегу. Как только справа окажется тоннель – добро пожаловать на скальный участок!
Перед посещением этого места стоит хорошо продумать свою безопасность, ведь сейчас участок практически не обрабатывается, и камнепад может начаться в любой момент. А, так как участок закрыт для посещения, эвакуация тоже быстро не начнется. Поэтому важно подумать, а стоит ли рисковать жизнью ради этого?
Приятных путешествий!