В редакцию районной газеты «Уперад» г. Лида пришел пожилой человек. Представился: Шастало Николай Ильич из деревни Косиловцы. Потом вытащил из бумажника маленькую паспортную фотографию.
— Вот,
— сказал он.
— Без малого двадцать четыре года храню. Для меня она дороже всего...
И Николай Ильич рассказал историю фотографии.
Было это в первые дни войны, когда по шоссе Гродно — Лида, около которого расположены Косиловцы, на восток с грохотом двигались колонны гитлеровских войск.
Однажды утром из леска, расположенного поблизости от шоссе, раздались пулеметные очереди. Вспыхнула и зачадила дымным пламенем одна машина, за ней другая. Разбрасывая во все стороны искры, затрещали в огне ящики с патронами. На дороге образовалась пробка. Гитлеровцы с криками выскакивали из машин, открывали огонь. Но пулемет в лесу все не замолкал...
Несколько вражеских «универсалов», давясь железными лентами, старались нащупать разноцветными трассами сверкающую звездочку в лесочке. Минометы, срочно выгруженные с машин подоспевшего минометного подразделения, били по ней беглым огнем. Но звездочка упорно не хотела гаснуть. Она вспыхивала то под одним деревом, то под другим. И после каждой вспышки загорался еще один гитлеровский крытый брезентом грузовик и еще несколько тел в новеньких серо-зеленых униформах навсегда застывали на земле, вцепившись в нее скрюченными руками...
Наконец на пятом часу боя взбешенные гитлеровцы окружили лесок со всех сторон и повели на него планомерное наступление. В чаще раздались взрывы... Пулемет смолк.
Когда все стихло и гитлеровцы, возбужденно переговариваясь, расселись по машинам и уехали, косиловецкие жители, среди которых был и Н. И. Шастало, пробрались в лесок. И тут они увидели, что бой с сотнями фашистов вел один человек. Он лежал рядом с исковерканным «дегтярем», откинув в сторону руку, в которой был зажат пистолет. Николай Ильич попробовал найти документы. Карманы убитого были пусты. Видимо, все забрали гитлеровцы. Зато рядом Николай Ильич обнаружил присыпанную землей небольшую коробочку. В ней-то и оказалась та самая фотография, которую он двадцать четыре года спустя принес в редакцию газеты.
И. ЛЕШЕНЮК, учитель
г. Лида.