6 важных нюансов, на которые нужно обратить внимание при регистрации юридического лица.
1. Адрес юридического лица.
Про особенности указания в ЕГРЮЛ адреса юридического лица можно написать отдельную статью, причем достаточно объемную. Но мы сейчас сосредоточимся только на самом важном. Во-первых, адрес в документах должен соответствовать ФИАС и любое расхождение (например, не указан корпус или строение указано как «сооружение» и тому подобное) будет являться основанием для отказа в регистрации. Во-вторых, адрес нужно всегда указывать с детализацией до помещения/кабинета кроме случаев, когда организация владеет или арендует всё здание полностью. В-третьих, всё, что в адресе идет после корпуса/строения и не указано в ФИАС (этаж, помещение, комната, кабинет и тому подобное), нужно размещать в графе «квартира (офис и т.п.)» унифицированной формы.
2. ИНН гражданина.
В ряде случаев у гражданина может не быть Индивидуального номера налогоплательщика. Например, гражданин может отказаться от его присвоения по религиозным соображениям. Но если ИНН был присвоен, то его указание в форме обязательно. Даже, если ИНН не получается найти с помощью сервиса ФНС, даже если у гражданина несколько ИНН, даже если ИНН гражданина еще не указан в ЕГРЮЛ. В противном случае с достаточно высоким процентом вероятности налоговый орган вынесет отказ в регистрации.
3. Телефон заявителя и руководителя юридического лица в форме.
На практике графа формы, предназначенная для указания контактного телефона, часто остается пустой. И инспектор ИФНС в большинстве случаев смотрит на это сквозь пальцы. Но периодически отсутствие номера телефона в форме становится единственным основанием для отказа в регистрации, причем абсолютно законным основание. Чтобы не оказаться в такой ситуации, телефон нужно указывать всегда.
4. Наличие записи о недостоверности или исключение из ЕГРЮЛ организации с долгами.
С 2016 года регистрирующий орган обзавелся новой группой оснований для отказа в регистрации – подпункт «ф» пункта 1 статьи 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Теперь основанием для отказа может быть участие или руководство компанией, которая была исключена из ЕГРЮЛ по решению ФНС и имела долги на момент исключения, либо участие или руководство компанией, в отношении которой в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений (об адресе, участниках или руководителе юридического лица). Ограничения налагаются на всех участников и руководителей «проблемных» компаний и действуют в течение 3 лет после внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ. Проблема в том, что нет единого реестра лиц, имеющих такие «прегрешения» перед налоговой службой. Поэтому перед подачей документов на регистрацию в ИФНС, придется вручную проверять все юридические лица, к которым имеют отношение учредители, участники или руководители регистрируемой компании.
5. Изменения в паспортных данных.
С 2012 года действует регламент межведомственного взаимодействия ФНС и ФМС, согласно которому Миграционная служба самостоятельно отправляет в Налоговую службу сведения об изменениях паспортных данных граждан. То есть теперь, получив новый паспорт или изменив адрес регистрации, гражданину не нужно уведомлять об этом ФНС, информирование должно происходить автоматически. Но на практике с межведомственным взаимодействием до сих пор есть некоторые проблемы. ФМС часто отправляет в ФНС данные существенно позже установленного двухнедельного срока. Поэтому, чтобы узнать обновились данные в ЕГРЮЛ или ещё нет, нужно в выписке из реестра посмотреть дату внесения сведений о гражданине или заказать так называемую «расширенную» выписку из ЕГРЮЛ в инспекции. Если данные не обновлены, а регистрацию изменений произвести нужно, то к документам на регистрацию желательно приложить копию паспорта и сопроводительное письмо с описанием проблемы.
6. Односторонняя печать документов.
Согласно пункту 1.17 «Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган» двусторонняя печать документов (с двух сторон листа), предоставляемых в ФНС, не допускается. Это требование обусловлено спецификой обработки документов, попадающих в регистрирующий орган – все документы сканируются, и инспектору удобнее производить сканирование односторонних документов. Вместе с тем отказы, вынесенные на основании пункта 1.17 Требований, были неоднократно успешно обжалованы в судах, так как отказ в регистрации – это все-таки слишком суровое «наказание» за сугубо формальное нарушение требований. Вместе с тем, ФНС продолжает периодически выносить решения об отказе в регистрации на основании пункта 1.17 Требований. Чтобы не оказаться перед необходимостью обжалования отказа в суде, лучше все документы, оформляемые юридическим лицом для подачи в ФНС, распечатывать с одной стороны листа.
Подробнее о каждом из пунктов читайте в наших ближайших статьях.