Я иногда встречаю интересных родителей. Они читают модные книги о воспитании, отдают детей в лучшие школы и секции, покупают новенькие гаджеты. Им кажется, что они ДЕЛАЮТ ВСЁ для счастья и успеха ребенка во взрослой жизни.
Это не так. Из своего опыта я сужу: лучшее, что может сделать родитель - научить ребенка проживать свои чувства и эмоции. Это основа ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ и УВЕРЕННОСТИ в себе в будущем (а хорошая школа или гаджет - дело вторичное).
То есть вот эти фразы, адресованные ребенку, лучше забыть:
- Не злись (хватит ныть/замолчи/не плачь/прекрати истерить)
- Не завидуй (завидовать стыдно/не обращай внимания/забей)
- Не бойся (не будь трусом/ты же пацан/не имеешь права бояться) и т.д.
Почему? Представьте ситуацию, что вам запретили чувствовать и проявлять эмоции. Любые. Навсегда. Вы больше не можете радоваться, грустить, любить и скучать. Разве вы можете стать счастливым? И нельзя просто убрать "плохие" эмоции. Да-да, гнев, зависть, обида - это естественные чувства, которые НУЖНЫ любому психологически здоровому человеку.
Мне нравится, как об этом пишет американский психолог Элизабет Кюблер-Росс. Она выделила 5 естественных чувств, которые нельзя подавлять у детей:
1. ПЕЧАЛЬ
Когда ты можешь выразить свою печаль, ты от нее избавляешься. Дети, которым разрешают грустить, когда им грустно, становясь взрослыми, совершенно нормально относятся к ней, и поэтому быстро с ней расстаются.
Для детей, которым говорят: «Тихо, не плачь», в зрелом возрасте, плач становится проблемой. Ведь им всю жизнь советовали, приказывали не плакать. Поэтому они подавляют свою печаль. Постоянно подавляемая печаль становится хронической ДЕПРЕССИЕЙ, очень
неестественной эмоцией.
2. ГНЕВ
Когда ты в гневе ты можешь отказаться от того, что тебе не нравится или что привело тебя к этой ситуации. Когда детям разрешают выражать гнев, они приносят во взрослую жизнь абсолютно здоровое отношение к нему, и поэтому очень быстро с ним расстаются.
Дети, которых заставляют почувствовать, что гнев - плохое чувство, будут иметь проблемы с правильным отношением к своему гневу. Постоянно подавляемый гнев становится ЗЛОБОЙ, очень неестественной эмоцией.
3. ЗАВИСТЬ
Именно это чувство заставляет пятилетнего малыша хотеть достать до дверной ручки, как его сестра, или покататься на ее велосипеде. То есть зависть заставляет вас хотеть сделать еще одну попытку, стараться лучше, продолжать добиваться своей цели.
Когда детям разрешают выражать зависть, они приносят во взрослую жизнь абсолютно здоровое отношение к ней, и поэтому очень быстро с ней расстаются. Дети, которых заставляют почувствовать, что зависть - это плохо, будут иметь трудности с правильным отношением к своей зависти. Постоянно подавляемая зависть становится РЕВНОСТЬЮ, очень неестественным чувством.
4. СТРАХ
Все дети рождаются только с двумя страхами: страхом падения и страхом перед громкими звуками. Все остальные страхи - это условные рефлексы, которые воспитывает в ребенке окружающий мир и которым учат его родители. Цель естественного страха - воспитать осторожность, а не трусость.
Дети, которых заставляют почувствовать, что страх - плохое чувство, будут иметь трудности с правильным отношением к своему страху. Постоянно подавляемый страх становится ТРЕВОГОЙ, очень неестественным чувством.
5. ЛЮБОВЬ
Когда ребенок может выражать и получать любовь к чему-либо или кому-либо, без ограничений и условий, без запретов и смущения, он не нуждается больше ни в чем.
Дети, которых заставляют почувствовать, что их любовь - плохое чувство, став взрослыми, будут иметь трудности с правильным отношением к своей любви. Постоянно
подавляемая любовь становится СТРАСТЬЮ К ОБЛАДАНИЮ, очень неестественным чувством.
Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливыми. Так давайте сначала позаботимся об их здоровом отношении к себе, своим чувствам и эмоциям. И только тогда они смогут стать успешными во всем остальном.