Проблема выбора струн рано или поздно встает перед любым бас гитаристом. Я написал статью, в которой дается несколько советов по выбору струн. Предлагаю Вам ознакомиться с переводом этого материала.
Вопрос: Как научиться играть более свободно? Я замечаю, что многие бас-гитаристы играют так, как будто у них не струны, а шерстяные нитки. У меня обычный четырехструнный Cort G Series, но мне всегда кажется, что струны слишком высокие (или тугие). А когда я их ослабляю, звук получается паршивый, потому что струны соприкасаются с ладами, на уровне 12-го и выше. Мне не удается найти баланс, особенно для A и Е. Я пришел к выводу, что нужно купить другие струны, но не знаю, с какой стороны подойти к этому вопросу. Что посоветуете?
Ответ: Без проб и ошибок здесь не обойтись. Вам потребуется понять для себя, какое сочетание калибра, натяжения, материала и высоты вам лучше всего подходит. Само собой, в это придется вложить порядочную сумму.
Дам несколько советов, которые могут помочь определиться с выбором подходящих струн:
- Порыскайте на различных басовых форумах и почитайте статьи, написанные вашими любимыми басистами. Особое внимание уделяйте тем музыкантам, звучание и общий подход к игре которых совпадают с вашими предпочтениями. Но помните: то, что вы будете использовать такие же струны, не означает, что вы автоматически станете так же звучать. Но это неплохое начало.
- Пробуйте различные басы: в музыкальных магазинах, у друзей. Исследуйте те инструменты, на которых играют ваши любимые басисты. Кто-то может отнестись иначе, но лично я после выступления без колебаний даю в руки свой бас, если меня просят. Некоторые басисты более трепетно относятся к своим гитарам, но попытка не пытка. Просто ведите себя уважительно, и скорее всего все пройдет отлично.
- Когда новый набор уже куплен, отрегулируйте высоту струн. Оставьте эту высоту на некоторое время и побольше играйте. Многие вещи не сразу очевидны. Например, когда я меняю высоту струн, то часто не могу понять, всё ли в порядке, пока не отыграю один концерт. На концертах я играю более динамично и разнообразно, чем дома, и иногда обнаруживаю, что струны стоят слишком низко для агрессивной игры или слишком высоко для беглой.
- Некоторые басисты – например, Адриан Феро, Мэтью Гаррисон – играют на невероятно низких струнах, но большинство все-таки предпочитает располагать струны повыше, потому что, во-первых, выдавать мелодичный звук проще, когда струна вибрирует совершенно свободно, не ударяясь о лады, и во-вторых, перемена климата при путешествиях может влиять на деревянный гриф, и музыканты обычно настраивают струны чуть выше, чтобы не возиться с инструментом перед каждым концертом.
- Никелевые струны менее «липкие», чем стальные. Я всегда любил стальные – пока не попробовал никелевые. Я оставил их на инструменте на несколько месяцев, и когда собрался перейти обратно на стальные, они мне показались как скотч. Я не мог играть так же бегло, потому что пальцы правой руки липли к струнам.
- Небольшое количество смазки делает большое дело. Видели когда-нибудь, как музыкант утирает лицо, или нос, когда играет? Это может звучать противно, но он не просто вытирает пот, а скорее смазывает пальцы. Так пальцы действительно лучше скользят по струнам.
- Также важно обратить внимание на высоту звукоснимателей. Часто, уже настроившись, я понимал, что хотел понизить не высоту струн на грифе, а скорее высоту струн для ударной руки. Я возвращал высоту струн в прежнее положение, разбирался со звукоснимателями, и все становилось отлично. Между струнами и звукоснимателем у меня обычно где-то полсантиметра. Если звукосниматель не получается отрегулировать так, чтобы его высота была достаточной, обычно можно снять струны, открутить звукосниматели и подложить под них кусочек поролона. Это обеспечит дополнительное давление на звукосниматель изнутри и позволит разрешить некоторые проблемы со звуком (если они имелись).
- Чем тоньше струны, тем слабее натяжение – тем легче играть. Впрочем, если натяжение слишком слабое, струны могут сильно болтаться, и у правой руки могут возникнуть проблемы с точностью. Также, чем тоньше струны, тем тоньше звук. Здесь нужно найти баланс. Я предпочитаю среднее натяжение.
- Струны с нейлоновой обмоткой просто супер! Фирм, которые выпускают басовые струны такого типа, не так много. Такие струны редко встретишь в магазинах, но их легко найти онлайн. Какие плюсы? Они достаточно гладкие на ощупь, со свободным натяжением и превосходным глубоким звуком. Для некоторых задач они мне отлично подходят. Кроме того, на безладовом басу они не скребут гриф и звучат потрясающе.
- Если вы – любитель яркой атаки или слэпа, нейлоновые струны скорее всего не для вас. Это стальные струны, с нейлоновым покрытием. Они дают приглушенный винтажный звук. Оплетка у них скорее плоская, но мои пальцы на них чувствуют себя прекрасно. Минусы? Такие струны дороже и их сложней найти.
- Струны с покрытием тоже стоит попробовать. На мой взгляд, у многих марок струны с покрытием на ощупь более гладкие, чем металлические струны без покрытия.
Лично я 95% времени использую никелевые струны D’Addario, но с толщиной продолжаю экспериментировать. Я стараюсь сбалансировать верхний и нижний регистры, поэтому на моем шестиструннике обычно C потолще, а B потоньше.
Сейчас у меня такие размеры:
• B = .135
• E = .100
• A = .080
• D = .065
• G = .045
• C = .035
Это набор никелевых струн D’Addario XL170. Еще мне нравятся струны с покрытием D’Addario XP170 и витые струны той же марки. На них я играю уже очень давно, они мне как родные.
Но опять же, я советую пробовать разные марки и найти то, что подходит вам. LaBella – единственная известная мне компания, которая делает нейлоновые и витые струны для шестиструнных басов. Многим нравятся струны DR. До того как я попробовал D'Addario, моими любимыми были струны Fodera, которые я обычно покупал через интернет.
Еще можно попытаться найти хорошего мастера, который настроит вам струны.
Все написанное выше касалось правильного подхода к выбору струн. Но вопрос был об игре и о том, как некоторым музыкантам удается создать впечатление, что они играют без усилий. Разумеется, выбор струн здесь играет далеко не основную роль. Для этого требуется посвятить уйму времени игре на инструменте.
Струны – только малая часть дела, настройка – чуть большая часть, но основное – это время, затраченное на игру на концертах и дома. По мере того как инструмент будет становиться частью вас, вашей мускульной памяти, ваши предпочтения будут постепенно проясняться. Но ничто не сделает инструмент более удобным, кроме количества лет, которые вы проведете, играя на нем каждый день.
Рекомендуем посмотреть: Музыкальный ночник - проектор "Черепаха"