ОЩУЩАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ
На днях с ужасом прочитала, что при про проверкефункционального чтения среди школьников, оказалось, что 25 процентов подростков не понимают смысл прочитанного. Было установлено, что если детей к седьмому классу не научить понимать смысл текста, то в дальнейшем это НЕВОЗМОЖНО сделать. Становится понятным, почему раньше люди проявляли интерес к знаниям, а теперь к развлечениям (видеоролики, фото, СМС).
Мы занимаемся изменением индивидуальных реальностей, но, конечно, не безнадежными случаями. Мне кажется, что такие люди, которые не понимают смысла прочитанного и сказанного находятся на стадии развития ближе к животным, чем к человеку «разумному». Как говорил Христос «не ведают, что творят».
Когда мы изучали курс по работам Бергсона, для меня было открытием, что есть отличие между «ощущать» и «чувствовать».
С точки зрения Бергсона, «трудность проблемы связана с тем, что мы одинаково себе представляем и одним именем называем явления, совершенно различные по природе, например, интенсивность чувства и интенсивность ощущения или усилия.
Усилие сопровождается мускульным ощущением, а сами ощущения связаны с определенными физическими условиями, которые, вероятно, принимаются в расчет при оценке интенсивности чего-либо. Это - явления, которые происходят на поверхности сознания и всегда сопровождают, восприятие движения или внешнего объекта.
Но некоторые состояния души представляются нам, верно или нет, самодовлеющими: например, глубокая радость или грусть, осознанные страсти, эстетические эмоции.
Чистая интенсивность легче проявляется в этих простых случаях, где, по-видимому, нет никаких экстенсивных элементов. Мы увидим, что в таких случаях интенсивность сводится к определенному качеству или оттенку, которым окрашивается более или менее значительная масса психических состояний, или, если угодно, к большему или меньшему числу простых состояний, пронизывающих основную эмоцию.
Вот пример: смутное желание постепенно превращается в глубокую страсть. Вы видите, что слабая интенсивность этого желания вначале состояла в том, что оно казалось вам изолированным и как бы чуждым всей остальной части вашей внутренней жизни. Но мало-помалу оно проникало в большее число психических элементов и окрашивало их, так сказать, в свой собственный цвет. И вот вам кажется, что ваша точка зрения на все окружающее изменилась. Разве не верно, что когда вы охвачены глубокой страстью, то предметы уже не производят на вас прежнего впечатления? Вы чувствуете, что все ваши ощущения и представления посвежели и вы словно переживаете второе детство.
Ибо чем дальше мы спускаемся в глубины сознания, тем меньше мы вправе рассматривать психологические факты как рядоположные предметы.
Когда говорят, что какой-нибудь предмет занимает большое место в душе или заполняет всю душу, то это означает, что образ этого предмета изменил оттеноктысячи восприятий или воспоминаний и в этом смысле он их невидимо пронизывает. Но это чисто динамическое представление противоречит рассудочному сознанию, которое любит резко очерченные различия, легко выражаемые словами, вещи с четкими контурами, как те предметы, что мы наблюдаем в пространстве.
Рассудочное сознание предполагает, что какое-либо желание, возрастая, проходит через последовательные величины, причем все остальные состояния остаются прежними; но можно ли говорить о величине там, где нет ни множественности, ни пространства? Чтобы произвести усилие возрастающей интенсивности, это сознание, как мы увидим, концентрирует в данной точке организма все увеличивающееся число мускульных сокращений, происходящих на поверхности тела, точно так же оно кристаллизует отдельно, в форме растущего желания, постепенные изменения в смутной массе сосуществующих психических фактов. Но в данном случае мы имеем дело с изменением качества, а не величины.
Надежда доставляет нам большое удовольствие, но это удовольствие столь интенсивно потому, что будущее, которым мы распоряжаемся по своей воле, предстает одновременно во множестве форм, одинаково заманчивых и одинаково возможных. Но самое желанноеможет осуществиться лишь ценой утраты чего-то другого, ценой больших потерь. Идея будущего, чреватого бесконечными возможностями, богаче самого будущего. Вот почему в надежде больше прелести, чем в обладании, во сне - чем в реальности»
Эстетические чувства дают нам еще более разительные примеры такого постепенного привнесения новых элементов. Эти элементы легко обнаружить в основной эмоции. Хотя кажется, что они увеличивают интенсивность эмоции, но в действительности они только изменяют ее природу.»
Понимая теперь разницу между «ощущать» и «чувствовать» напрашивается вопрос, каким образом мы воспринимаем НЕМЫСЛИМОЕ?
Согласно общей семантики, в нашей жизни мы сталкиваемся с: событиями или научными объектами,обычными объектами, ярлыками, описаниями,суждениями. Но «немыслимое» мы не можем отнести ни к чему вышеприведенному.
Нам интуитивно понятно, что «немыслимое» нельзя выразить ни словами, ни образами, но в жизни, люди,обладающие уникальными возможностями, постоянно пытаются объяснить необъяснимое. К ним относятся большинство занимающихся эзотерическими практиками. Мне даже трудно представить сколько людей пострадало из-за элементарного незнания основ общей семантики. Понятно их желание как-то объяснить, то, что они могут делать: предсказывать будущее и прошлое, изменять климат, устранять причины заболевания у людей, заниматься левитацией, материализацией, и т.п. Они забывают один нюанс:
ЧТОБЫ ВАС НЕ РАССМАТРИВАЛИ КАК МОШЕННИКА, ЯСНО СКАЖИТЕ, ЧТО, ТО, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНО ВЫРАЗИТЬСЛОВАМИ И ПОКАЗАТЬ, НО ВЫ МОЖЕТЕ ОБЪЯСНИТЬ НЕМЫСЛИМОЕ В СВОЕЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
Когда вы объяснили вопрошающему, что есть разница между тем, что вы говорите и тем, что на самом деле, он понимает, что вы не хотите его обмануть, просто у вас есть свое мнение в отношении необъяснимого. Поэтому ваши ссылки на внутренний голос, связь с инопланетянами, божественное откровение и т.д. и т.п. не являются обманом.
На протяжении веков, да и в настоящее время люди пытались объяснить каким образом происходит связь духовное с материальным (например как реализуется ваше желание поднять руку с самим действием). С научной точки зрения данный феномен пока никак не объяснён. С нашей точки зрения лучшее объяснение выражено в Халкидонском вероопределении от 451 года.
«Прежде веков рожденным из Отца по Божеству, а в последние дни Его же Самого для нас и для нашего спасения (рожденного) по человечеству из Марии Девы Богородицы.
Одного и Того же Христа, Сына, Господа, Единородного, познаваемым в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо.
(При этом) разница природ не исчезает через соединение, а еще более сохраняется особенность каждой природы, сходящейся в одно Лицо и в одну Ипостась.»