События в Гранаде в XVI веке стали примером того, что проблему совместного существования христиан и мусульман невозможно решить силой, в «европейском средневековом» стиле.
Одним из поводов для серии кровавых возмущений, получивших название Мудехарские восстания, стало решение властей испанской Гранады просто объявить местных мавров христианами - с запретом даже совершать омовение.
Мориски, монфи и другие
Победное продвижение ислама по Пиренейскому полуострову в начале VIII века закончилось полным подчинением христианского Вестготского королевства арабским завоевателям, создавшим на его обломках несколько мусульманских государств. Лишь небольшой клочок земли на севере Пиренеев остался под властью христиан. Именно оттуда началась Реконкиста - освободительная борьба христианского населения Испании против завоевателей. Продолжалась она почти 700 лет. Окончанием ее считается падение Гранадского эмирата в 1492 году.
Многие мусульмане к тому времени нашли убежище в Северной Африке. Но значительная часть их осталась в Испании. Христиане называли таких мусульман мудехарами.
В процессе Реконкисты, под давлением со стороны королей и соседей христиан, мудехары начали креститься - таковых стали называть морисками. До поры до времени между христианами и мудехарами особых проблем не было.
Отношения обострились после создания союза христианских королевств Кастилии и Арагона. Король Фердинанд и королева Изабелла начали решающее наступление на последний оплот мусульман на Пиренеях - Гранадский эмират. Сопротивление им оказано было отчаянное: крупные населенные пункты приходилось брать с боем, а в завоеванных городах возникали бунты. Часть мусульман уходила в горы и становилась монфи (разбойниками), не желая подчиняться власти христиан. Сама Гранада выдержала семимесячную осаду, прежде чем капитулировать.
Изабелла Кастильская и ее муж Фердинанд Арагонский приняли капитуляцию эмира Гранады на весьма почетных условиях. Среди них было: свободное исповедание ислама на всех территориях бывшего эмирата, юридическая автономия мусульманских общин и соблюдение всех личных прав мусульман. Для того чтобы новые подданные Испании как можно быстрее и безболезненнее адаптировались к новой власти, было решено направить в Гранаду архиепископа Эрнандо де Талаверу - человека уважаемого и справедливого. Он сумел завоевать уважение мудехаров, которые даже стали называть его святым. Но его проповедь христианства не дала ожидаемых результатов. Когда в 1499 году королевская чета посетила Гранаду, она была неприятно удивлена, увидев, что большинство жителей по-прежнему продолжают ходить в мечети.
Моешься-значит, предатель!
Реакция Фердинанда и Изабеллы была суровой: на место архиепископа де Талаверы был назначен жесткий и фанатичный кардинал Франсиско де Сиснерос. Тот с ходу принудил несколько тысяч человек к крещению, а изъятые у них религиозные книги на арабском языке приказал сжечь на главной площади Гранады. Все это вызвало возмущение мудехаров, которые увидели в этом нарушения условий капитуляции 1492 года. В королевский совет была направлена жалоба на Сиснероса и прошение о его замене. Но протест был оставлен без внимания, а узнавший об этом мстительный Сиснерос приказал бросить в тюрьму самых уважаемых членов мусульманской общины. Этот поступок возмутил мудехаров, и в 1500 году в Гранаде вспыхнул бунт, который вскоре распространился и на другие территории.
Но к концу 1501 года бунт был жестоко подавлен, а у королевской четы появился повод отменить прежний договор. Указом от 14 февраля 1502 года всем мусульманам королевства было приказано либо креститься, либо уехать из страны. Но даже эта альтернатива оказалась призрачной: указом от 17 февраля 1502 года мудехарам было запрещено покидать страну.
Несмотря на это, многие из них все же тайно покинули Испанию. Другие бежали в горы к монфи. Но большая часть крестилась. Крещение проводили массово: священник просто кропил толпу святой водой. Если человек не знал, какое из христианских имен ему выбрать, то при крещении мужчине давали имя Фердинанд (в честь короля), а женщине -Изабелла (в честь королевы).
Первое время большинство мудехаров, ставших морисками, тайно продолжали исповедовать ислам, за что их преследовала инквизиция. Современники писали, что христианские праздники не пользовались у морисков популярностью, и их нечасто можно было увидеть по воскресеньям в храме. Зато в пятницу (священный для мусульман день) все лавки в их кварталах были закрыты. Мориски продолжали жить закрытыми общинами, соблюдая свои старые традиции. Они по-прежнему составляли большинство населения Гранады: в 1560 году их было 150 тысяч человек, тогда как обычных христиан - 125 тысяч.
Какое-то время власти мирились с таким положением дел, но в 60-х годах XVI века между Испанией и самой могущественной исламской державой того времени - Османской империей - стала назревать война. Мориски рассматривались Испанией как «пятая колонна», способная перейти на сторону турок либо других врагов королевства. И надо сказать, что опасения эти были не лишены оснований. Не раз североафриканские пираты, нападавшие на побережье Испании, получали от них поддержку.
В 1567 году по наущению кардинала Диего де Эспиносы был издан королевский указ, согласно которому мориски должны были отказаться от ношения восточных одежд, арабских имен, использования и изучения арабского языка и даже от традиционных омовений. Чистоплотность морисков вызывала особенную подозрительность, ее даже называли противоестественной. В ней испанские власти видели часть ритуальных приготовлений к намазу.
От побед до поражения
Старейшины общин и самые уважаемые мориски пытались уговорить короля отменить указ, однако все их усилия оказались напрасными. И в 1568 году жители Гранады взялись за оружие. В короткий срок восстание перекинулось в горные районы. Восставшие стали массово переходить в ислам; среди них оказались даже те, кто был крещен при рождении. Возмущенные притеснениями своих соплеменников, они решили отвергнуть христианство. Число восставших непрерывно росло: в 1569 году было 4 тысячи, а в 1 570 году - уже 25 тысяч. Они вели партизанскую войну.
Главной причиной успехов повстанцев была поддержка местных жителей, снабжавших их припасами и сведениями о приближении врага. Возглавил восстание Абэн Хумея, взявший после принятия ислама имя Мухаммад ибн Умайя. Но он был убит во время учебных занятий с оружием. Есть много разных версий: одни говорили, что за этим стояли агенты короля Филиппа II, другие - что это были происки турецких шпионов, нашедших вождя повстанцев слишком несговорчивым. Ведь двоюродный брат убитого, Абэн Абу, возглавивший после смерти Хумея восстание, вскоре стал получать военную помощь от турок. К тому времени в 1570 году турки начали войну с Испанией и пытались использовать повстанцев для ослабления врага.
Однако заграничная поддержка не помогла мудехарам. В 1569 году на место командующего карательными войсками был назначен дон Хуан Австрийский, принявшийся жестоко и методично подавлять восстание. Часто он приказывал в населенных пунктах, где его войска получали отпор, вырезать все население, без различия возраста и пола. Надо сказать, что и мориски порой поступали так же: их вождь Абэн Фарас лично сжег в одном из селений церковь со всеми запершимися в ней жителями.
В конце концов, благодаря перевесу сил и жестокости карателей восстание удалось подавить. Последние мятежные мориски покончили жизнь самоубийством в пещере возле берчулеса весной 1571 года. В 1609 году был издан указ о депортации из страны всех морисков. При этом Испания должна была потерять полмиллиона налогоплательщиков. Депортации затронули даже морисков Арагона, которые не принимали участия в восстании 1568-1571 годов. Все это вызвало возмущение местных дворян: в некоторых областях (например, в Валенсии) мориски составляли треть населения.
Жестче всего высылка проходила в этой части Испании: солдаты силой сажали морисков на корабли, идущие в Марокко. При этом они отнимали наиболее ценное из имущества, которое разрешалось брать депортированным. А вот с морисками Кастилии поступили более мягко: им было позволено взять любое количество движимого имущества и самим покинуть страну в любом направлении в течение трех лет.
Депортация морисков нанесла тяжелый удар по экономике Испании, которая потеряла полмиллиона трудолюбивых подданных. Пострадали сельское хозяйство, ремесло, торговля, запустели многие районы страны, а казна потеряла немалые доходы.
P.S. Мусульмане довольно таки быстро сумели завоевать Пиренейский полуостров, это было обусловлено пжде всего тем, что несмотря на стереотипы сегодняшнего общества, мусульмане несли больше справедливости местному населению, чем христиане, налогов и повинностей было меньше, свобод было больше и справедливости добиться было легче в мусульманском суде. Мусульмане относились терпимо к другим вероисповеданиям: единственное условие - заплатить специальный налог, кстати, его платили изрядно, хотя бы потому, что он был меньше налога, который платили сами мусульмане.
Понравилась статья!? Ставь лайк, делись и подписывайся на канал......