Найти в Дзене
The Edinorog

Ди Каприо против корпораций

Как актер и его стартап прогнали с рынка алмазов российскую компанию Polymetal

Фото: страница в Facebook Леонардо Ди Каприо
Фото: страница в Facebook Леонардо Ди Каприо

Российская компания Polymetal занимается добычей серебра и золота, ее капитализация $3,65 млрд. В 2015 году корпорация решила еще добывать и алмазы, но сейчас свернула это направление. Почему? Глава Polymetal Виталий Несис в интервью РБК объяснил это так: «С учетом того мощного отрицательного пиара, который существует в отрасли и исходит даже от известных людей, например Леонардо Ди Каприо, это перестало быть интересным». На самом деле Ди Каприо не только критикует старый способ добычи алмазов, но и зарабатывает на алмазах, выращенных в лаборатории. Ведь он инвестор Diamond Foundry!

Леонардо Ди Каприо стал бороться с алмазодобывающей индустрией после съемок в фильме «Кровавый алмаз». Негативных моментов в этой индустрии много — и вред окружающей среде, и использование детского труда, и нарушения прав человека. В 2015-м году стало известно, что Ди Каприо инвестировал в Diamond Foundry. Этот стартап научился делать бриллианты в лаборатории. Нет, это не искусственные бриллианты, а настоящие. Специалисты Diamond Foundry делают свои алмазы так: берут природный алмаз, разрезают его на несколько частей, а потом помещают в печь. Там маленький природный алмаз наращивается — под высокой температурой к нему приклеивается плазма из диоксида углерода.

Непосредственно деньги Ди Каприо вряд ли нужны были стартапу, недостатка в инвесторах у него не было. Созданная в 2013 году, компания к октябрю 2016-го смогла привлечь $100 млн инвестиций. Среди инвесторов — и основатель Twitter и Medium Эван Уильямс, и основатель Zynga Марк Пинкус, и бывший президент eBay Джефф Сколл, и сооснователь Facebook Эндрю МакКоллум. Всего в список инвесторов входят 10 миллиардеров из списка Forbes. И это при том, что все это время Diamond Foundry не публиковала информацию о себе, скрытно разрабатывая свою технологию.

Фото: из личного архива Мартина Рошайзена
Фото: из личного архива Мартина Рошайзена

Основатель Diamond Foundry Мартин Рошайзен в интервью Republic рассказывал, что Ди Каприо вышел на них в тот момент, когда они еще не были публичными. По его словам, деньги от инвесторов из Голливуда надо рассматривать скорее как поддержку. Поддержка, судя по интервью Несиса из Polymetal, уже помогает. Но одно дело — компания, которая только попыталась выйти на рынок, а другое — победить гиганта, вроде De Beers. А на кону стоят $100 млрд — во столько примерно оценивается рынок бриллиантов. Поможет ли здесь поддержка Ди Каприо?

У Diamond Foundry есть преимущество перед De Beers, «Алросой» и другими добытчиками алмазов. Делать алмазы в лаборатории куда проще, чем разрабатывать кимберлитовые трубки или осушать озера. Стоят алмазы из лаборатории дешевле, да и можно сделать алмаз практически любого размера. Самое сложное — разработать технологию и построить плазменный реактор. Как рассказывал Рошайзен, за три года в Diamond Foundry сделали пять поколений реакторов, пока не добились нужного качества.

Правда, есть одно «но» — алмазы из лаборатории многими воспринимаются как искусственные. В конце июля в этом вопросе пришла помощь от Федеральной торговой комиссии США. Она выпустила разъяснение, согласно которому алмазы из лаборатории неправильно называть искусственными или синтетическими — это те же алмазы, что и добытые из земли. Как объясняют в ФТС, понятие «натуральный алмаз» было принято в 1956 году, и тогда технологии не позволяли делать натуральные камни в лабораторных условиях. «Если кто-то вам говорит, что может увидеть различия (между добытыми и лабораторными алмазами) без специального оборудования, то он врет», — заявил Popular Science ювелир Ариэль Барух из компании Diamonds by Israel Standard Inc.

Кимберлитовая трубка в Якутии. Фото: Википедия
Кимберлитовая трубка в Якутии. Фото: Википедия

Более того, за месяц до разъяснения ФТС неожиданный шаг сделала компания De Beers. Она начала продавать бриллианты, выращенные в лаборатории. Теперь не только Diamond Foundry будет доказывать, что алмазы из лаборатории не хуже добытых из земли, но и сама De Beers. Причем De Beers позиционирует лабораторные алмазы как премиальные — ведь их сейчас меньше, чем природных.

К 2022 году De Beers планирует выйти на объем в 500 000 карат лабораторных алмазов в год. Это примерно 1,5% от добываемых De Beers алмазов в год — около 33 млн карат. Для этого компания потратит около $90 млн на строительство завода. Diamond Foundry тоже строит новый завод и хочет выйти на объем в 1 млн карат, но на несколько лет раньше De Beers. При этом в Diamond Foundry утверждают, что их технология позволяет тратить в три раза меньше энергии, чем технология De Beers. Осталось убедить покупателей, что бриллианты от Diamond Foundry лучше De Beers, а тут опять может помочь Леонардо Ди Каприо.