Что же такое конфликт? Разработано свыше сотни определений этого явления. В рамках этой статьи мы приведем лишь одно. Итак, конфликт – максимальная точка кипения и проявления сложившихся противоречий. Это обнажение объективных или субъективных расхождений, выливающееся в открытое противостояние. С психологической точки зрения, конфликт связан именно с явными эмоциональными переживаниями.
Почему возникает конфликт
Проблема изучения конфликта была поставлена в психологии практически вместе с ее возникновением как науки. Устранить явное межличностное противостояние, можно лишь выявив, причины, допустившие такую ситуацию.
Логично предположить, что эти трения возникают из-за столкновения различных позиций людей по отношению к чему-либо. Следовательно, одной из причин появления конфликта становится разница в мышлении и достигаемых целях. Недостаток в общении и сложившееся недопонимание также могут привести к противоборству во взаимодействии с собеседником. Нередко люди, основываясь на своем первом впечатлении о человеке, интерпретируют его слова и поступки уже под определенным углом. Однако не всегда одного знакомства бывает достаточно, чтобы разобраться в нем.
Какова структура конфликта
- Выделяется объект, то есть тот повод, послуживший причиной для столкновения.
- Участники самого конфликта или противоборствующие стороны.
- При рассмотрении конфликта также нужно учитывать цели и мотивы каждого оппонента.
- Стратегии и тактика поведения оппонентов.
- Среда развития конфликта.
- Его масштаб (межличностный, глобальный или региональный).
- Исход конфликта, то есть его итоги, последствия и специфика осознания.
Как развивается конфликт
Первоначально конфликт зарождается в душах соперников. Накапливаются противоречия в интересах, целях, мнениях. Затем они стараются отстоять свою позицию в словесной полемике, пытаясь доказать свою правоту. Если слова, не приносят должного эффекта, противостояние проявляется в соответствующей линии поведения.
Виды конфликтов
Существует масса классификаций конфликтов на основе тех или иных признаков, мы не будем все их рассматривать. Достаточно лишь одной самой распространенной:
- внутриличностные – те, колебания и внутренняя борьба, которую испытывает субъект (конфликт ролей, целей или неудовлетворенность, вызванная фрустрацией);
- межличностные – конфликты, возникающие между людьми;
- межгрупповые – противостояние, проявляющееся между целыми группами.
По своей функции конфликты подразделяются:
- Конструктивные (объективны) – преследующие преодоление противоречий, которые касаются области значимой для жизни, работы или последующего взаимодействия.
- Деструктивные конфликты (субъективные) – противостояние, возникающее между людьми по несущественным поводам. Подобные раздоры чаще приводят к негативным долгоиграющим последствиям.
- Диалектические – позволяют определить причины конфликтного поведения.
Нужно ли избегать конфликтов
Одни рассматривают конфликт как явление однозначно нежелательное и разрушительное. Они считают факт наличия конфликта, скажем, в коллективе сотрудников какой-либо организации, результатом неэффективной работы и недостатков в управлении им. Однако если глубже взглянуть на данную проблему, то мы увидим, что даже в предприятиях с высоким уровнем управления, конфликты имеют место быть. Они помогают обнажить сложившиеся проблемы, противоречия и дарят разнообразие подходов и точек зрения. Следовательно, конфликты могут быть и позитивными. Они помогают перестроиться на новый лад с учетом современных реалий. Они позволяют в некоторых случаях даже повысить производительность. С другой стороны, конфликт может стать причиной снижения групповой сплоченности и личной неудовлетворенности. Почему результаты оказываются столь различными? Все зависит от того как относиться к конфликтной ситуации и управлять ее развитием. Итак, одной из задач руководящего персонала становится грамотное управление возникающими конфликтами.
Преодоление конфликта
Под разрешением конфликта в психологии понимается способность управлять им. Она появляется только в том случае, когда четко осознается структура конфликтной ситуации.
Итак, можно выделить несколько вариантов:
- компромисс – участники спора находят ту самую заветную середину, но достигнутое решение не может полностью удовлетворить их интересы, хотя является наиболее оптимальным для противоборствующих сторон;
- уступка – кто-то сдается и отказывается от своей позиции (причины этому могут быть разные: собственная неправота, давление или усталость от конфронтации);
- уход, одна из конфликтующих сторон как бы самоустраняется, не желая затягивать выяснение отношений, но потом конфликт может заявить о себе с новой силой, ведь проблемный вопрос так и остался открытым.
Эти стратегии относятся к межличностным и внутриличностным конфликтам. Помимо перечисленных выше способов выхода из внутриличностного конфликта можно также упомянуть: идеализацию, сублимацию, коррекцию, вытеснение, переориентацию и вытеснение. Их сложность в том, что самому человеку непросто их выявить, научиться, ими управлять и справляться с ними. Специфику преодоления межличностных конфликтов рассмотрим в следующих плоскостях: внутренней и внешней. Первый аспект, безусловно, связан с индивидуальными характеристиками самого человека и его умением разумно действовать в конфликтной ситуации. Внешний аспект будет определяться позициями противоборствующих сторон и умением руководства их разрешать. Для управления конфликтом, нужно понимать на какой стадии он находится, а также знать причины и факторы его возникновения. Нужно четко усвоить структуру сложившейся на данный момент конфликтной ситуации. Однако и самому начальству бывает непросто справиться с конфронтацией сторон, особенно, если оно непосредственно оказалось в нее втянуто. Скажем, если многие в коллективе не довольны реализуемой административным персоналом политикой управления. Конфликт между руководящим звеном и подчиненными может вылиться в борьбу или уход. Эти техники не совсем эффективны. В конфликте каждый ориентирован именно на отстаивание определенных интересов противоборствующих сторон. Оцениваются возможности, цели каждой и выбираются соответствующие стратегии поведения (уступка, сотрудничество, борьба, компромисс или уход). Эта модель взаимодействия была предложена Р. Киллменом и К. Томасом. Итак, как мы видим конфликт в нашей жизни явление неизбежное. Ведь, любая система, в том числе и сам человек, подвергаются изменениям. Постепенно накапливающиеся противоречия достигают той точки кипения, когда существующая схема отношений оказывается неприемлемой. Тогда конфликт переходит в активную фазу и его участникам нужно сделать все возможное, чтобы перевести его в конструктивную форму