В соцсетях часто спорят, что лучше, муниципальный транспорт - большие автобусы - или частный перевозчик и газельки?
Прежде всего, пройдёмся по достоинствам:
Коммерческий перевозчик:
- Очень эффективно, старается не отправляться газели пустыми
- Цена, как правило, ниже, чем у муниципального транспорта
- Может останавливаться "по требованию"
- Водитель заинтересован в скорости на маршруте
Могут ли муниципальные автобусы что-то предложить в противовес? Могут, если хорошо организованы:
- Комфорт: нет необходимости экономить на каждой мелочи (платит бюджет)
- Техобслуживание контролируется государством и нет смысла в обмане
- Высокая провозная способность в час-пик (в два-три раза выше маршруток на ту же площадь дороги)
- Работа ночью: нет гонки за эффективностью, может работать, когда загрузка невысока и прибыли нет
- Работа с единой платёжной системой
- Работа в составе транспортной системы
Ещё раз акцентирую важные моменты:
- Коммерция работает так, как удобно владельцу, муниципальный (в идеале) - так, как лучше для пассажиров
- Коммерции выгодна наличка (уход от налогов), муниципальной системе - транспортные карты
- Коммерция не думает о комплексе маршрутов, муниципалитет может организовать общегородскую увязанную систему
Подробнее о последнем пункте. Кажется, что удобно двигаться без пересадок, одним транспортом. Сел у дома, вышел у ТЦ. Но в результате получается вот такое:
По Волоколамке на этом участке идут 13 маршрутов! Тринадцать!
Сколько же тогда нужно большому городу? Давйте посмотрим:
Как же так удаётся Москве, что многомиллионный город в центре обходится мешньшим набором трасс, чем пригород в котором людей в пятьдесят раз меньше? Ответ: системный подход и единое планирование транспортной сети.
С таким количеством разных направлений как в Красногорске невозможно сделать так, чтобы более-менее свободный автобус подходил каждые 3 минуты (а в идеале хотелось бы именно этого, конечно).
Образуется огромный избыток транспорта на дороге и на конечных остановках. Платформа Красногорская заставлена никуда не едущими газелями.
Непонятно, кто должен вкладываться в организацию остановок и терминалов. Государство, себе в убыток?
Невозможно сделать толковую схему движения. Нет системы, нет управления потоками. И дальше, с новыми стройками, будут запускать только больше хаотично направленных маршрутов.
Наверное, вы уже почувствовали, что проблема в целом аналогична вопросу "приоритет личного или общественного транспорта"? И это действительно так.
Государство или отдаёт вопрос на откуп коммерческим перевозчикам, и тогда мы получаем:
- цены на 15% ниже
- популярные маршруты без пересадок
- достаточно транспорта в час пик
Или занимается вопросами транспорта само, централизованно и мы имеем:
- очень хорошую эффективность использования улиц (не надо копать и расширять)
- предсказуемое расписание,
- единую платёжную систему (даже с пересадкой спишется одна поездка)
- хорошее покрытие всех направлений
- ночной транспорт
- качественные автобусы (ориентированные на инвалидов в том числе)
Частый вопрос: а промежуточного варианта нет? Да, возможна система, когда муниципалитет определяет маршруты и расписание (и какие-то дотации), а перевозчик обеспечивает подвижной состав. Но российская практика пока такая, что как только перевозчикам ставят условия работы - единая платёжная система, контроль качества автобусов, требования к объему каждой единицы, требования работы ночью и вне часов пик - они быстро сливаются или же сами начинают диктовать принципы.
И социально-ориентированное государство - наше государство - должно идти, конечно, по второму пути. Им идёт Европа, создавая удобные транспортные системы, которые комфортны настолько, что даже у заядлого автомобилиста нет отторжения перед электричкой или автобусом.
Мы в начале этой дороги, но есть ли вообще движение в нужном направлении?