Найти тему
Красногорск Instant

Что не так с маршрутками?

В соцсетях часто спорят, что лучше, муниципальный транспорт - большие автобусы - или частный перевозчик и газельки?

Прежде всего, пройдёмся по достоинствам:

Коммерческий перевозчик:

  • Очень эффективно, старается не отправляться газели пустыми
  • Цена, как правило, ниже, чем у муниципального транспорта
  • Может останавливаться "по требованию"
  • Водитель заинтересован в скорости на маршруте

Могут ли муниципальные автобусы что-то предложить в противовес? Могут, если хорошо организованы:

  • Комфорт: нет необходимости экономить на каждой мелочи (платит бюджет)
  • Техобслуживание контролируется государством и нет смысла в обмане
  • Высокая провозная способность в час-пик (в два-три раза выше маршруток на ту же площадь дороги)
  • Работа ночью: нет гонки за эффективностью, может работать, когда загрузка невысока и прибыли нет
  • Работа с единой платёжной системой
  • Работа в составе транспортной системы

Ещё раз акцентирую важные моменты:

  • Коммерция работает так, как удобно владельцу, муниципальный (в идеале) - так, как лучше для пассажиров
  • Коммерции выгодна наличка (уход от налогов), муниципальной системе - транспортные карты
  • Коммерция не думает о комплексе маршрутов, муниципалитет может организовать общегородскую увязанную систему

Подробнее о последнем пункте. Кажется, что удобно двигаться без пересадок, одним транспортом. Сел у дома, вышел у ТЦ. Но в результате получается вот такое:

Маршруты Красногорска на участке Волоколамского шоссе у СГШ. 
Темная линия - это транзитные маршруты из области в Москву 498 и 372, зеленая без номера- 876
Маршруты Красногорска на участке Волоколамского шоссе у СГШ. Темная линия - это транзитные маршруты из области в Москву 498 и 372, зеленая без номера- 876

По Волоколамке на этом участке идут 13 маршрутов! Тринадцать!

Сколько же тогда нужно большому городу? Давйте посмотрим:

Для сравнения: по центру Москвы идёт лишь около десятка автобусных маршрутов, после оптимизации системы.
Для сравнения: по центру Москвы идёт лишь около десятка автобусных маршрутов, после оптимизации системы.

Как же так удаётся Москве, что многомиллионный город в центре обходится мешньшим набором трасс, чем пригород в котором людей в пятьдесят раз меньше? Ответ: системный подход и единое планирование транспортной сети.

С таким количеством разных направлений как в Красногорске невозможно сделать так, чтобы более-менее свободный автобус подходил каждые 3 минуты (а в идеале хотелось бы именно этого, конечно).

Образуется огромный избыток транспорта на дороге и на конечных остановках. Платформа Красногорская заставлена никуда не едущими газелями.

-3

Непонятно, кто должен вкладываться в организацию остановок и терминалов. Государство, себе в убыток?

Невозможно сделать толковую схему движения. Нет системы, нет управления потоками. И дальше, с новыми стройками, будут запускать только больше хаотично направленных маршрутов.

Наверное, вы уже почувствовали, что проблема в целом аналогична вопросу "приоритет личного или общественного транспорта"? И это действительно так.

Государство или отдаёт вопрос на откуп коммерческим перевозчикам, и тогда мы получаем:

  • цены на 15% ниже
  • популярные маршруты без пересадок
  • достаточно транспорта в час пик

Или занимается вопросами транспорта само, централизованно и мы имеем:

  • очень хорошую эффективность использования улиц (не надо копать и расширять)
  • предсказуемое расписание,
  • единую платёжную систему (даже с пересадкой спишется одна поездка)
  • хорошее покрытие всех направлений
  • ночной транспорт
  • качественные автобусы (ориентированные на инвалидов в том числе)
Частый вопрос: а промежуточного варианта нет? Да, возможна система, когда муниципалитет определяет маршруты и расписание (и какие-то дотации), а перевозчик обеспечивает подвижной состав. Но российская практика пока такая, что как только перевозчикам ставят условия работы - единая платёжная система, контроль качества автобусов, требования к объему каждой единицы, требования работы ночью и вне часов пик - они быстро сливаются или же сами начинают диктовать принципы.

И социально-ориентированное государство - наше государство - должно идти, конечно, по второму пути. Им идёт Европа, создавая удобные транспортные системы, которые комфортны настолько, что даже у заядлого автомобилиста нет отторжения перед электричкой или автобусом.

Мы в начале этой дороги, но есть ли вообще движение в нужном направлении?