Больше полувека в "Орлёнке" работает одна из лучших Школ вожатых России. Здесь начинающие педагоги обретают то, чего никогда не получат "на большой земле". И речь не только о методиках работы с детьми, но и об особом духе вожатского братства, ценностях и традициях, которые воспитатели передают детям. О том, как зарождалось движение вожатых, появлялись вожатские отряды - в этой статье об истории Всероссийского детского центра.
Дух творчества, праздника, радостного созидания в жизни «Орлёнка» создавали люди: строители и архитекторы, повара и нянечки, шофёры и врачи. Они жили дружной семьёй, создавая в реальной жизни простые духовные ценности: любовь к Родине, помощь другу, трудолюбие. Они приехали в лагерь со своим багажом идей, романтических устремлений, с неугомонной жаждой сделать жизнь лучше!
Главными носителями и пропагандистами духовных ценностей стали, конечно же, первые вожатские отряды. Это не просто профессиональные объединения. Они стали основой творческой жизни «Орлёнка» - это та творческая нотка, с которой начинаются все открытия и удивления орлят.
Сплочённый, сильный, добрый вожатский отряд - духовный стержень, внутри и вокруг которого создавались и создаются традиции «Орлёнка», его особый моральный кодекс. Первых вожатых в «Орлёнок» направил Центральный Совет Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Готовили педагогов во Всесоюзном пионерском лагере «Артек». Главное внимание - подготовке к работе, сплочению педагогического коллектива. В конце июня 1960 года вожатые на теплоходе «Грузия» прибыли в Туапсе. В лагерь добрались поздно вечером.
Первое время молодые наставники готовили лагерь к приезду ребят, работали на строительстве спортивных площадок и пионерской линейки. После работы собирались вместе, обсуждали планы предстоящей работы, спорили и мечтали.
Традицию вожатских отрядов привезли вожатые из Новосибирска. В ней заложен глубокий смысл преемственности поколений вожатых, передающих каждой смене подростков духовность традиций «Орлёнка». Вожатский отряд был не просто коллективом единомышленников. Для новичков он был средством профессионального становления, для детей - эталоном отношений, деятельности и культуры. Являясь носителем традиций «Орлёнка», его педагогической идеологии, символики, вожатский отряд стимулировал у детей и сотрудников лагеря поиск творческого содержания.
Вожатский отряд отличает форма, своё собственное, неповторимое лицо. В каждом детском лагере он свой: в «Солнечном» - «Товарищ», в «Звёздном» - «Вега», в «Стремительном» - «Юность», в «Комсомольском» - «Родник», в «Штормовом» - «Пламенный», в «Олимпийском» - «Пульс», в «Олимпийской деревне» - «Синяя птица», в «Дозорном» - вожатский взвод «Детской пограничной заставы», в «Юнармейце» — «Горизонт», в «Солнышке» — «Алые паруса».
В пересменку в вожатских отрядах проводятся педагогические советы, методические занятия, педагогические встречи, творческие гостиные. В каждом отряде существуют свои традиции: совместные походы, огоньки, выезды в другие города, сюрпризы-розыгрыши для вновь прибывших вожатых. Традиционные поездки не просто отдых, а яркое событие, незабываемая программа. Жизнь вожатских отрядов увлекательна, насыщена творчеством, выдумкой и сюрпризами.
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы получать самые интересные новости от Всероссийского детского центра "Орлёнок".