Только благодаря GoodSurfing’у достала из недр компьютерной памяти фотографии, сделанные во время волонтёрской смены в Юганском заповеднике. С такой радостью, с таким трепетом вспоминаю я спонтанные две недели моего путешествия. Все отбракованные год назад кадры сейчас чувствуются важными и нужными.
Я очень благодарна дружной команде Юганского заповедника за то, что сделали мою поездку возможной, благодаря точному выполнению договорённостей с настоящим северным сибирским гостеприимством.
Связь с внешним миром осуществлял Евгений Сыркин. С ним было очень легко общаться. Именно благодаря Жене мне удалось прилететь в Сургут. Мне подробно рассказали об условиях проживания и особенностях всей поездки, определили инспектора и участок, на который поеду. Билеты на самолёт покупала за 5 дней до вылета. Встретили меня в аэропорту в назначенное время и на комфортабельном автобусе довезли до села Угут, в котором расположена Главная Усадьба заповедника.
Директор Евгений Григорьевич Стрельников — человек, по-настоящему горящий своим делом, рассказал о заповеднике, показал альбомы с иллюстрациями птиц, которых он изучал и рисовал цветными карандашами вручную. Мне открыли доступ в библиотеку с выбором книг на любой вкус, я ходила в краеведческий музей. Вместе с Евгением Григорьевичем мы устроили ревизию взятых мной вещей, по результату которой мне выдали дополнительные спальник, запасные куртку и ботинки, лыжи.
Акклиматизацию я проходила полтора дня и все это время обо мне заботились работники заповедника: кормили вкусно, поили, спать укладывали в отдельную комнату и на мягкую постель. Еду приносили собственного приготовления, одежду давали из своего гардероба. Эти чудесные люди полностью мне доверяли, словно мы давно сотрудничаем и каждый день встречаемся на работе.
И вот, в назначенный день и час собрались группы, которые должны были отправляться на кордоны. Для меня это был первый полет на вертолёте, и поэтому перед посадкой в машину мне подробно объяснили технику безопасности. Само воздушное путешествие - это нечто невероятное: ты достаточно быстро преодолеваешь расстояние, видишь бескрайние просторы лесов, но можешь разглядеть лося, который бежит куда-то сквозь ели.
Мой участок был самым удалённым из возможных и носил название Вуя- Яны, по имени реки, протекающей рядом. После очень шумного перелёта мы внезапно оказались наедине с тишиной, среди бескрайнего леса и сугробов. Кордон представляет собой несколько домов, добротных, выстроенных из дерева: основной- жилой, беседка, маленький домик лесника, в котором два раза в день выходили на радиосвязь, баня, лабаз, пара складских помещений и туалет. Все они раскиданы вокруг чистой поверхности вертолётной площадки. В жилом доме было несколько настилов, столов, и, главное, печь, которая согревала по вечерам.
Самое интересное происходило утром. Старший научный сотрудник, териолог Владимиром Михайлович, показывал как ходить правильно на охотничьих лыжах. Благодарю его за терпение в моих первоначальных неудачах. Лыжи были очень скользкие и не слишком приспособленные для подъёма на возвышенность, пусть и небольшую.
Мой новый товарищ учил определять животных по оставленным ими следам, обращал внимание на пение птиц, рассказывал о том, какие растения можно встретить в округе. Его было очень интересно слушать, поэтому я изо всех сил старалась идти рядом, чтобы ничего не пропустить. Данные по следам фиксировались и вечером заносились на электронную карту.
И также с нами ездил Павел, сотрудник заповедника. Он много помогал по хозяйству: колол дрова, топил печь, приносил снег и воду с замёрзшей реки, был очень внимательным к любым нуждам. Все вместе мы готовили и по вечерам устраивали уютную трапезу. Продукты (крупы, макароны, консервы) предоставлял заповедник. Но фрукты, орехи и прочие привычные городскому жителю вкусности я везла дополнительно.
По вечерам работал генератор. Это давало возможность читать, редактировать документы на ноутбуке, рассматривать рисунки, сделанные днём в свободное время, и даже слушать радио на китайском.
Каждый день был наполнен действиями и открытиями нового. И прежде всего в себе. Это действительно уникальный опыт, когда ты находишься вдали от городов без мобильной связи, с минимальным количеством техники, целыми днями на свежем воздухе, с физической нагрузкой и при интересном деле.
В свободное время я много рисовала. Пробовала делать наброски на морозе за те короткие 10-15 минут, когда руки ещё могут терпеть. И хотя эти работы не отличаются сложностью исполнения, проходит время, ты их рассматриваешь и понимаешь настоящую ценность. В минимальных линиях заложено спокойствие. Как фотографии, так и рисунки помогают оказаться снова в этой целительной точке замирания времени.
Всё время моего пребывания в Юганском заповеднике стояла ясная погода, но ко дню вылета она испортилась, подул ветер со снегом, видимость резко упала. Из-за нелётной погоды остались на кордоне ещё на день. Меня об этом предупреждали, поэтому обратный билет заранее не брала. Самолёты между Санкт-петербургом и Сургутом летают часто, цены не меняются от того, берёшь ли ты билеты заранее, или в день вылета.
Поэтому, как только мы вернулись в Главную Усадьбу, я сразу купила билет и до вечера отдыхала, знакомилась с семьями сотрудников, ходила по гостям, раздавала вещи, что брала на поездку. Показала наброски и один из них мы вместе повесили в раму на стену. На память мне вручили очень много подарков. Ручкой всегда пишу, флешка-визитка используется для печати документов и по ней уже многие в России узнали об Юганском заповеднике, а магнит с зайцем-беляком - единственное украшение холодильника (стараюсь сохранять все поверхности чистыми), календарь и сейчас висит на стене, журналы прочитаны.
Я постаралась написать подробный отчёт, понимая, что команда Юганского заповедника вкладывает очень большой труд и финансы как в меня, так и в приезд каждого помощника. Я хотела бы отметить внимание каждого сотрудника заповедника к нам, волонтёрам. Каждый человек в их команде незаменим и вкладывает свою частицу тепла. Один раз побывав там, в Центральной Усадьбе, в селе Угут, на одном из дальних кордонов Юганского заповедника, у меня сохранилось ощущение единой команды с ними!
Автор - Алёна Агапова
Общая редакция - Гущина Ксения