Вопрос попахивает Шекспиром, настолько он давно будоражит умы.
Волк внезапно оказался в чуме с козами, посреди оледенелой тундры. Естественно, волк яростно бросается рвать и глотать питательную плоть. Однако, данное событие с волком весьма маловероятно. Другое дело люди, они заходят в супермаркеты, автосалоны, бутики, магазины туристского снаряжения, и тут с ними происходит невероятное. Они как оголодалые волки бросаются к витринам, хватают продукты и потребляют, потребляют, потребляют...
Слово потребление изрядно потрепалось в ходе долгой полемики, однако его актуальность ни на миг не угасла. Слово обросло изрядной коростой негатива, после того, как его стали ассоциировать с массовым потреблением. Мол, если ты потребляешь, то ты поддерживаешь мировую систему эксплуатации, или ещё чего-то такого, что можно в массе прочитать в трудах любого неомарксиста. Впрочем, сегодня настала та пора, когда идея о сопротивлении массовому потреблению сама стала массовой, и прочно засела в VIP-ложе мейнстрима.
Любой продукт, который успешно удовлетворяет потребности большинства, так или иначе обречён на массовое потребление. Холодильник, интернет, смартфон, рок-музыка, импрессионисты - все они когда-то выпускались в ограниченной серии. Но, поскольку продукты оказались качественными и "нужными", они неизбежно попали в массовое потребление, они попали в мейнстрим.
Хорошая идея неизбежно становится мейнстримом. И сама борьба с массовым потреблением стала мейнстримом. Как бы это парадоксально не звучало, но оксюморон активно продвигается в жизнь. Идея борьбы с массовым потреблением, сама стала продуктом массового потребления.
И любой продукт (в данном контексте я понимаю как материальный объект, так и идею), имеет за собой динамику потребления. В начале он консолидируется из лоскутов других идей и мемов, формируя нечто "новое", новый продукт. Затем, у нового продукта начинают появляться апологеты, первые потребители, они тиражируют продукт в самом начале. Постепенно апологетов становится всё больше, его копии активно распространяются, и продукт начинает конкурировать с другими похожими продуктами, при этом обычно находясь в оппозиции. Со временем около продукта формируется определённая субкультура потребителей, которые являются уникальными пользователями, поскольку продукт ещё не является массовым.
Продукт может закончить своё существование на этапе субкультуры и уйти на пыльные полки складов супермаркета истории. Однако, если число пользователей растёт, продукт становится массовым и проникает на этап мейнстрима. Здесь, былые апологеты обычно начинают протестовать против «мейнстримизации» их продукта. Поскольку, уникальность продукта теряется, им пользуются все кому не лень, а уникальность былых апологетов теряется. К тому же, сам продукт порой модифицируется, становится более практичным, более сглаженным, более удобным для массового потребления. У бывших «субкультурщиков» развивается пред мейнстримальный синдром «ПМС», ведь они пользовались продуктом до того, как это стало мейнстримом. "ПМС-ники" активно критикуют новых потребителей, элитизируют свою общность, а порой пытаются очернить и сам продукт.
Пройдя этап массовой популярности, продукт постепенно уходит в историю, сменяясь другими продуктами. В будущем он может вновь появляться на потребительской сцене, возрождаясь из пепла. Так, например, происходило с джазом, марксизмом, Кафкой, астрологией и прочим. Следует понимать, что развитие продукта может прекратиться на любой стадии, и в некоторых случаях та или иная стадия может происходить очень быстро, или наоборот затягиваться.
Это всё я к тому, что потребление, и массовое потребление, как его не очерняй, будет всегда маячить неотъемлемой частью нашего общества. И если вы внезапно понимаете, что в споре с оппонентом о продуктах и потреблении вы переходите на крик, и изо рта брызжет слюна, и кулаки сжимаются. Подумайте, что это вы защищаете, гениальный продукт, или свою уникальность и неповторимость. Надо ли это вам, или может отнестись к переменам в динамике продукта философски, без всякого "ПМС", а свою уникальность и своеобразие можно представить и в более конструктивной форме. Например рождением нового продукта. Прислушивайтесь к себе, к своим желаниям, действительно вы хотите пользоваться тем или иным продуктом, или это дань моде и тенденциям. Можете записать свои желания и выбрать самое важное для вас и не важное, а потом оценить, насколько продукт соответствует вашим желаниям.
А волк между тем так и беснуется в уютном чуме. Хотя коз вокруг становится всё меньше, но вой ветра на улице не даёт ему выйти наружу...