Найти тему

Мозг знает как учиться, но не желает нам рассказывать об этом (часть 1)

"Я говорю ему "мой мозг", а в ответ гомерический хохот. Он принимает решения сам, а нам отправляет сигналы, типа "не беспокойся, это твоё решение".

Нашла лекцию Татьяны Черниговской (доктор филологии и биологии — лицо и посол современной науки в Петербурге. Профеcсор СПбГУ) "Как научить мозг учиться?".

Заинтересовало, что может нам предложить наука в лице Татьяны Владимировны.

Причины появления проблем с обучением.

Сейчас людей, имеющих трудности с чтением, письмом и фокусировкой внимания, огромное количество.

Забавно, что Профессор Татьяна Черниговская выдвигает такую версию:

- описание подобной ситуации, как проблемы,

- освещение и обсуждение её в СМИ, на всевозможных конференциях и симпозиумах.

Говорят, то же было и с микробами.

Когда 24 апреля 1676 года Антони ван Левенгук открыл мир микробов, и открытие подтвердило Лондонское Королевское общество, то именно тогда микробы и появились в нашей жизни. А раньше - не было.

Нужен или нет широкий кругозор?

Может, не нужно "накачивать" мозг всевозможной информацией в школе?

Зачем детям знать, когда Наполеон стал императором?

Или, возможно, некоторым не понадобится знание логарифмов.

Если принять во внимание такую позицию, то

Первая причина, почему это делать не следует:

со временем мы станем дилетантами, имеющими очень узкую специализацию.

Второй довод в пользу широкого кругозора:

Обучение - процесс образования новых нейронных связей. Это - новые навыки, знания, привычки. Во взрослом возрасте обучаться сложнее, потому что отказ от старых знаний или привычек где-то в глубине сознания равнозначен угрозе жизни. Самому главному инстинкту очень трудно что-то предложить взамен.

Ещё одно доказательство, что качество жизни - непременное условие счастливого и здорового выживания.

Слегка перефразирую выражение:

"Ты - то, что ты ешь, говоришь, думаешь и слушаешь и трогаешь".

Ужасно или здорово, но мозг запоминает всё, что попадается. Только бОльшая часть информации складывается в папку "Другое". Прямо как у многих на компьютере. Вроде как запомнил, но бесполезно там что-то найти. Свалка информационного мусора.

Поэтому не нужно слушать плохую музыку, читать плохие книги, есть ядовитую и пищу, общаться с токсичными людьми... Весь этот яд будет храниться в подобной папке.

Помимо хороших и добрых слов мозгу требуются тренировки, чтоб не превратиться в грецкий орех.

Способы тренировки мозга.

1. Познакомиться с собой как можно раньше.

Я какой? Какая? Что я люблю?

Если речь идёт об обучении: что мне интересно? когда могу учиться? утром, днём, вечером?

Себе врать не надо - выйдет боком.

2. Разобраться, что нужно получить от информации.

Перед тем, как начать её поглощать, не вредно спросить себя: какая у меня задача на данный момент - выучить или сдать. Если сдать, то кратковременная память вам в руки, а для того, чтобы пользоваться знаниями - есть другие методики.

3. Развивать способности смотреть на ситуацию глазами Другого или Других.

С точки зрения другого индивидуума, другой культуры. Это умение стоит нынче дороже всех денег.

Пример: У вас предстоит сложный разговор. И необходимо проиграть наперёд несколько вариантов: взгляд и ответы со своей точки зрения, а также предположить реакцию собеседника. Если вы не можете сыграть партию за визави, то Вы проиграли заранее..

Эмоциональный интеллект вам в руки или в мозг, если хотите.

4. Уроки труда для мозга.

Как пример - изучение древнегреческого. По совету Татьяны Владимировны одна 89-летняя женщина лишилась возможности жаловаться на отсутствие памяти, как только приступила к этим урокам.

5. Каллиграфия и стихосложение. См. п. 2.

В древнем Китае сдавали только эти два экзамена на руководящие должности.

При занятиях каллиграфией задействованы рука и мозг.

Подтверждаю наличие громадного эффекта всего за полгода занятий. Долгое время мой ребёнок был лидером по грязнописанию в нашем классе. А потом стали появляться даже "пятерки" за работы по русскому языку. И наш педагог из начальной школы тоже с удивлением отметила изменения.

Стихосложение - отдельная тема. Можно писать оды и поэмы только одному воздействию стихов на человека. А уж, если сочинять самому...

Не могу умолчать о том, что прекрасная музыка слов проникает в душу и меняет человека, иногда в корне.

6. Эффективная методика запоминания.

Быстро что-то выучить и лечь спать.

Другие исследователи мозга рекомендуют для прочного запоминания заучивание и повторение в течении нескольких дней.

Например, накануне перед сном, потом на следующий день, далее через день, через два, раз в неделю. Ещё пару повторов для закрепления, а там уж запомниться надолго.

7. Ещё одна методика тренировки мозга.

Ложась спать, максимально подробно вспомнить события дня, начиная с подъёма.

8. О музыке я продолжу в следующей статье.

Потому, что мне хочется рассказать вам интересную историю, которая началась давно, а окончание я узнала только этим летом. И она имеет отношение к тренировке мозга.

Мозг знает как учиться, но не желает нам рассказывать об этом (часть 2)

Навигатор, как учиться без школы.

На этом канале я пишу о своём опыте на семейном обучении .
я поняла, что:
- "умение учиться" без школы и почти без мамы - вполне реальный навык.
- выучить 1 предмет из школьной программы за 3 недели возможно.