"Я говорю ему "мой мозг", а в ответ гомерический хохот. Он принимает решения сам, а нам отправляет сигналы, типа "не беспокойся, это твоё решение".
Нашла лекцию Татьяны Черниговской (доктор филологии и биологии — лицо и посол современной науки в Петербурге. Профеcсор СПбГУ) "Как научить мозг учиться?".
Заинтересовало, что может нам предложить наука в лице Татьяны Владимировны.
Причины появления проблем с обучением.
Сейчас людей, имеющих трудности с чтением, письмом и фокусировкой внимания, огромное количество.
Забавно, что Профессор Татьяна Черниговская выдвигает такую версию:
- описание подобной ситуации, как проблемы,
- освещение и обсуждение её в СМИ, на всевозможных конференциях и симпозиумах.
Говорят, то же было и с микробами.
Когда 24 апреля 1676 года Антони ван Левенгук открыл мир микробов, и открытие подтвердило Лондонское Королевское общество, то именно тогда микробы и появились в нашей жизни. А раньше - не было.
Нужен или нет широкий кругозор?
Может, не нужно "накачивать" мозг всевозможной информацией в школе?
Зачем детям знать, когда Наполеон стал императором?
Или, возможно, некоторым не понадобится знание логарифмов.
Если принять во внимание такую позицию, то
Первая причина, почему это делать не следует:
со временем мы станем дилетантами, имеющими очень узкую специализацию.
Второй довод в пользу широкого кругозора:
Обучение - процесс образования новых нейронных связей. Это - новые навыки, знания, привычки. Во взрослом возрасте обучаться сложнее, потому что отказ от старых знаний или привычек где-то в глубине сознания равнозначен угрозе жизни. Самому главному инстинкту очень трудно что-то предложить взамен.
Ещё одно доказательство, что качество жизни - непременное условие счастливого и здорового выживания.
Слегка перефразирую выражение:
"Ты - то, что ты ешь, говоришь, думаешь и слушаешь и трогаешь".
Ужасно или здорово, но мозг запоминает всё, что попадается. Только бОльшая часть информации складывается в папку "Другое". Прямо как у многих на компьютере. Вроде как запомнил, но бесполезно там что-то найти. Свалка информационного мусора.
Поэтому не нужно слушать плохую музыку, читать плохие книги, есть ядовитую и пищу, общаться с токсичными людьми... Весь этот яд будет храниться в подобной папке.
Помимо хороших и добрых слов мозгу требуются тренировки, чтоб не превратиться в грецкий орех.
Способы тренировки мозга.
1. Познакомиться с собой как можно раньше.
Я какой? Какая? Что я люблю?
Если речь идёт об обучении: что мне интересно? когда могу учиться? утром, днём, вечером?
Себе врать не надо - выйдет боком.
2. Разобраться, что нужно получить от информации.
Перед тем, как начать её поглощать, не вредно спросить себя: какая у меня задача на данный момент - выучить или сдать. Если сдать, то кратковременная память вам в руки, а для того, чтобы пользоваться знаниями - есть другие методики.
3. Развивать способности смотреть на ситуацию глазами Другого или Других.
С точки зрения другого индивидуума, другой культуры. Это умение стоит нынче дороже всех денег.
Пример: У вас предстоит сложный разговор. И необходимо проиграть наперёд несколько вариантов: взгляд и ответы со своей точки зрения, а также предположить реакцию собеседника. Если вы не можете сыграть партию за визави, то Вы проиграли заранее..
Эмоциональный интеллект вам в руки или в мозг, если хотите.
4. Уроки труда для мозга.
Как пример - изучение древнегреческого. По совету Татьяны Владимировны одна 89-летняя женщина лишилась возможности жаловаться на отсутствие памяти, как только приступила к этим урокам.
5. Каллиграфия и стихосложение. См. п. 2.
В древнем Китае сдавали только эти два экзамена на руководящие должности.
При занятиях каллиграфией задействованы рука и мозг.
Подтверждаю наличие громадного эффекта всего за полгода занятий. Долгое время мой ребёнок был лидером по грязнописанию в нашем классе. А потом стали появляться даже "пятерки" за работы по русскому языку. И наш педагог из начальной школы тоже с удивлением отметила изменения.
Стихосложение - отдельная тема. Можно писать оды и поэмы только одному воздействию стихов на человека. А уж, если сочинять самому...
Не могу умолчать о том, что прекрасная музыка слов проникает в душу и меняет человека, иногда в корне.
6. Эффективная методика запоминания.
Быстро что-то выучить и лечь спать.
Другие исследователи мозга рекомендуют для прочного запоминания заучивание и повторение в течении нескольких дней.
Например, накануне перед сном, потом на следующий день, далее через день, через два, раз в неделю. Ещё пару повторов для закрепления, а там уж запомниться надолго.
7. Ещё одна методика тренировки мозга.
Ложась спать, максимально подробно вспомнить события дня, начиная с подъёма.
8. О музыке я продолжу в следующей статье.
Потому, что мне хочется рассказать вам интересную историю, которая началась давно, а окончание я узнала только этим летом. И она имеет отношение к тренировке мозга.
Мозг знает как учиться, но не желает нам рассказывать об этом (часть 2)
Навигатор, как учиться без школы.
На этом канале я пишу о своём опыте на семейном обучении .
я поняла, что:
- "умение учиться" без школы и почти без мамы - вполне реальный навык.
- выучить 1 предмет из школьной программы за 3 недели возможно.