Сбербанк представил широкой публике робота-аватара "Нику" и искусственный интеллект на основе проекта iPavlov. Что из этого получится, и скоро ли мы увидим этих роботов в ближайшем отделении Cбербанка?
Спойлер: ничего, не увидим. Несколько раз этого робота с большой помпой покажут на выставках, а через 3 года забудут, как будто его и не было. Гора родила мышь.
Почему так?
В первую очередь потому, что если мне, как клиенту Сбербанка, нестерпимо хочется пообщаться с туповатым ИИ - я не пойду для этого в банк. Для таких желающих достаточно завести специальную страничку на сайте, где виртуальный робот-аватар полностью удовлетворит их любопытство.
Экономия - огромна, не нужно производить в большом количестве механические куклы, развозить их по филиалам, устанавливать, обслуживать...
А для удовлетворения всех остальных потребностей физически присутствовать в банке уже не требуется и все больше клиентов это просекают. Даже клиенты сбербанка. Достаточно иметь в кармане смартфон.
И лица принимающие решение о внедрении новых технологий - тоже это понимают. Поэтому сотрудников в Сбербанке не будут заменять на человекоподобных роботов. Их просто сократят.
К вопросу о туповатости искусственного интеллекта
iPavlov, он же DeepPavlov - опенсоурсная библиотека поддерживаемая студентами МФТИ. Найти ее в интернете и пообщаться с демо-модулем не сложно. Хотелось бы сказать что общение произвело на меня неизгладимое впечатление, но... не произвело. Обычный чатбот, тупит и отвечает невпопад.
Вопрос: Могу ли я открыть счет в банке, если мне нет 18 лет?
Ответ: было принято предложение о строительстве в Кирово-Чепецке крупного производства минеральных удобрений (это он вообще о чём?!)
Вопрос: Сколько в России безработных?
Ответ: восемь (да мы хорошо живем, оказывается)
Вопрос: Где находится город Омск?
Ответ: на слиянии рек Иртыш и Омь
Из трех ответов - два совершенно наобум, пальцем в небо. Похоже, что робот черпает данные из поисковых систем, но в результате получается испорченный телефон. Чатботы натасканные по базе ответов на частые вопросы обычно дают более адекватный результат. Но все равно хуже, чем простой поиск по той же базе.
В целом, по моим наблюдениям, автоматизация общения с клиентами только ухудшает качество услуг. Чтобы оплатить счета общение не нужно вовсе - это можно сделать парой кликов. Получить деньги в банкомате - тоже. Но если у человека возникла проблема и он звонит в службу поддержки, или приходит в банк лично - значит простым поиском по сайту она не решается. И робот тем более помочь не сможет!
Заставлять человека в такой ситуации общаться с роботом - значит тратить его время впустую. Это нехорошо, это демонстративное пренебрежение интересами клиента.
Время робота стоит копейки, моё время - гораздо дороже. Позволить себе такое отношение к клиентам может только банк-монополист, занимающий привилегированное положение на рынке - иначе я уйду в другой.
Тогда зачем же все это надо?
Зачем Сбербанк разрабатывает бесполезных роботов и гордо показывает их на выставках? Неужели коррупция?
Нет. Это чистой воды пиар. Инфошум. Надо же что-то показывать и о чем-то говорить? Ну вот пожалуйста, у нас робот есть. Прикольная такая штука, правда? А еще мы деньги будем дронами доставлять.
И не важно, что дальше экспериментов дело не пойдет. Главное, что повод есть и все СМИ напишут какими крутыми вещами Сбербанк занимается.
Реальные же процессы автоматизации происходящие в недрах банка широкой публике не слишком понятны, совсем не зрелищны и скучны.