Ситуации, в которых человек вовсе не причастен к кредитам, и внезапно становится объектом телефонной атаки коллекторов, достаточно популярны. Причем разговор не о ситуации, когда родственник указал номер телефона, а о ПОЛНОМ ОТСУТСТВИИ связи с мистическим должником, о существовании которого вы и не подозреваете.
Чаще всего это происходит, потому что операторы сотовой связи выпускают повторно в оборот телефонные номера, бывшие в употреблении. Например, когда абонент не использует телефон больше 6 месяцев, то договор расторгается, а номер достаются другому человеку, считающему, что получает "нулевой" телефон.
Естественно, получив звонок, следует спокойное объяснение, что это чужой номер телефона и никаких должников не знаете. Только в 99% случаев объяснения не будут услышаны, а вот звонки также будут продолжатся. Перечислим ряд причин, влияющие на звонки:
1. Словам сказанным по телефону, не подтвержденным официально, никогда нелзя верить. По логике, тогда все должники будут передовать номера "чужим" людям, и банки никогда не дозвонятся заемщикам. Следовательно, коллекторы звонят туда, куда указано звонить.
2. Принадлежность телефона должнику в момент выдачи средств проверяется путем звонков и sms- сообщений. Данные о подтверждении сохраняются в бумажном и электронном виде, и поскольку они получены по строгой корпоративной процедуре, то отмахнуться от этих данных нельзя.
3. Номера хранятся в автоматизированных системах, напоминающих кому пришла пора звонить. Доступ к данным системам имеет множество сотрудников, занимающихся взысканием, которым система самостоятельно ставит задачи. При этом очень высок уровень нагрузки на службы взыскания банков, поэтому в таком потоке нет времени для того, чтобы уделять внимание сказанным по телефону словам. Гораздо легче позвонить и снова "наехать".
Как видно, в ситуации со звонками не все так однозначно. Ведь существуют должники, и многие из них действительно пользовались данными телефонными номерами. Только это все второстепенно, а для нас важно то, что закон и существующая практика его применения, позволяют невинным людям заработать компенсацию морального вреда.
Необходимо определится с обязательными условиями, которые помогают получить компенсацию:
1. Номер должен быть официально оформлен на вас по договору с оператором сотовой связи. Если вы приобрели "левую" sim-карту, то вам могут не поверить (в том числе не получится доказать принадлежность номера в суде). Ведь у вас нет гарантий, что "левая" симка не оформлена на антисоциального элемента, который открыл на себя еще 100 сим-карт, засветившихся в уголовном деле с черными миллионными оборотами. И нужно будет ходить на допрос рассказывать, где нашли эту сим-карту.
2. Звонков должно быть больше чем один. Нет точной цифры, после которой выплачивают компенсацию. За один ошибочный звонок шансы что-то получить равны нулю, конечно, если вас с первого раза не облили грязью(а с первого раза такое не происходит, так как у них по большей части разведывательный характер).
3. Содержание разговоров должно быть зафиксировано. За сам факт звонков компенсацию можно будет получить, только если они шли скажем, каждые 20 минут. Тогда это можно будет подтвердить детализацией. Но при этом без записи содержания разговора может возникнуть вопрос о принадлежности номера коллекторам, многие из них пользуются номерами, закрепленными за абстрактными call-центрами. Другое дело, когда на руках есть запись, где озвучивают вопрос о задолженности и представляются.
4. Если звонки редкие, то желательно, чтобы был негативный подтекст. Если вам звонят раз в неделю и говорят "здравствуйте, позовите Ольгу Петровну", а вы говорите "Здравствуйте, такую не знаю", и на этом разговор заканчивается, то сказать, что вы морально пострадали, будет достаточно сложно.
Итак, после первого ошибочного звонка:
1. В ожидании следующего звонка установите приложение на телефон или держите хороший диктофон под рукой.
2. В момент записи разговора называйте четко свои данные, озвучьте, что не имеете никакого отношения к должнику, разыскиваемого по телефону; также скажите, что уже говорили с представителем данного банка, и все объясняли. Помните, что содержательность разговора в ваших интересах. В будущем сыграет вам на руку.
3. Мы понимаем, что данная ситуация будет вас нервировать. Нервы всегда сказываются на здоровье человека, даже если вы и не обращаете на это внимание. Обратитесь к врачу с жалобой на ухудшение здоровья, обострение хронических заболеваний, и чтобы врач указал, что у вас постоянный стресс, который вызван преследованием. Даже при назначении легких седативных средств будет установлен факт причинения вам страданий.
4. Берите детализацию звонков, договор с оператором сотовой связи, медицинские заключения и обращайтесь к юристу, для понимания дальнейшей тактики: либо вы будете подавать заявление в Федеральную службу судебных приставов (ФССП), занимающуюся расследованием дел об административных правонарушениях в отношении коллекторов, а затем с документами пойдете в суд для взыскания компенсации, либо предварительно отправите претензии в адрес банка с последующим обращением в суд.
Суды редко устанавливают большие компенсации, но компенсируют ваши расходы за юриста. Плюс вам перестают звонить коллекторы. При этом рекомендуем пользоваться услугами профессионалов, т.к. дела о взыскании компенсации морального вреда имеют очень много тонкостей. Зато вы, прочитав нашу статью, сможете самостоятельно подготовиться к будущему суду, что сократит срок решения вопроса.