Найти тему
KINOSOФIЯ

Рождение мультипликации и первый мультфильм в истории кинематографа

В 1907 году американская фирма «Vitagraph» («Вайтаграф) привезла в Европу новый фильм режиссера Джеймса Стюарта Блэктона «Гостиница с приведениями». Блэктон уже был известен по картине 1900 года «Очарованный рисунок», в которой впервые была использована комбинированная анимация. Также Джеймс Блэктон совместно с Альбертом Э. Смитом в 1898 году сняли фильм «Цирк лилипутов», который можно назвать первым мультипликационным фильмом лишь потому, что в качестве актеров выступали деревянные куклы. Однако примером полноценной мультипликации он, конечно, не являлся.

Кадр из фильма "Очарованный рисунок"
Кадр из фильма "Очарованный рисунок"
"Цирк лилипутов"
"Цирк лилипутов"


«Гостиница с приведениями» поразила публику. Новым и необычным в картине было то, что предметы самовольно двигались и парили, но не как в театрализованных постановках Ж.Мельеса. Крупные планы также оставляли непонятной причину их движения. Секрет подобного киноколдовства был весьма прост: режиссер использовал покадровую съемку. Так был открыт технологический прием, заложивший основу мультипликации.

Кадр из фильма "Гостиница с приведениями"
Кадр из фильма "Гостиница с приведениями"
Кадр из фильма "Гостиница с приведениями"
Кадр из фильма "Гостиница с приведениями"


Технология мгновенно распространилась.
Эмиль Коль во Франции создавал рисованные фильмы, в которых орудовало «магическое перо»: рисунок появлялся на экране как бы сам по себе, нарисованная линия менялась, складывалась в определенные изображения, которые, после трансформировались во что-то новое.


Эмиль Коль – французский художник-мультипликатор вошел в летопись кинематографа как создатель графической анимации. Был воспитанником известнейшего карикатуриста Франции Андре Жилля, известного своими шаржами на Эмиля Золя, Жуля Верна и многих знаменитых персон. Коль был специалистом в области юмористического рисунка, он работал карикатуристом более 20 лет.

Эмиль Коль
Эмиль Коль


Премьера самого первого рисованного мультипликационного фильма прошла в Париже 17 августа 1908 года. Это был немой короткометражный мультфильм Эмиля Коля «Фантасмагория или кошмар Фантоша» (итал. fantoccio - кукла, марионетка). Фантош – первый персонаж Коля, закрепившийся за ним как постоянный.

Афиша к первому мультфильму
Афиша к первому мультфильму
Кадр из фильма "Фантасмагория или кошмар Фантоша"
Кадр из фильма "Фантасмагория или кошмар Фантоша"


Юмористические постановки, нарисованные Колем, проецировались в негативах, поэтому казалось, что они нарисованы мелом на доске. Это касалось и «Фантасмагории». Режиссер работал над мультфильмом несколько месяцев.
Всего было создано около 700 рисунков. Вся фильмография Эмиля Коля насчитывает более трехсот фильмов, больше половины из которых безвозвратно утрачены.


Рождение мультипликации
открывало новые возможности в развитии кинематографа. Кино прогрессировало, формируя свой собственный язык, рождая новые жанры. Все это прочнее утверждало за ним статус полноценного, многогранного вида искусства.