Найти в Дзене
Дух времени

Почему Гитлер побрезговал Власовым?

О зверском отношении нацистов к населению на оккупированных советских территориях написано много. Широко известно, что ни Розенберг, ни Гиммлер, ни Геринг, ни сам Гитлер не считали славян полноценными людьми, за что и поплатились собственными головами. Однако министр по делам оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг отличался от своих товарищей по партии некоторым, если можно так выразиться, идеализмом. Так, он не отказался от идеи создания «независимых» национальных государств на территории СССР, всячески поддерживал политические объединения местных коллаборационистов и подчеркивал их связь с Германией. Но иногда он явно перехлестывал через край. В 1943 году во время своего приезда в Мелитополь Альфред Розенберг приказал поставить в городе памятник немецким солдатам, погибшим в 1918 году в борьбе с большевиками за независимость Украины. Но рейхскомиссар Кох урезонил своего шефа, убедив его, что в Берлине не одобрят эту идею.

Розенберг и Гитлер в начале совместной карьеры
Розенберг и Гитлер в начале совместной карьеры

28 февраля 1942 года Розенберг направил Кейтелю письмо об обращении с советскими перебежчиками и предателями Родины: «Принципиально ошибочно, что не делается никакого различия между собственно пленными и перебежчиками. Немецкая пропаганда, как известно, разбросала миллионы листовок за линией фронта с призывали к красноармейцам переходить на нашу сторону. Им недвусмысленно гарантировалось хорошее отношение и достаточное питание. Эти обещания не выполнялись. Перебежчик избивался так же, как военнопленный и обрекался на голодную смерть. Вполне понятным следствием такого неумного с политической точки зрения обращения явилось не только исчезновение желания к переходу на нашу сторону, но даже смертельный страх попасть в плен». После того, как в ОКВ прочитали этот документ и посоветовали Розенбергу не лезть не в свое дело, он заинтересовался Власовым.

Розенберг и Кейтель слушают свой приговор на Нюрнбергском трибунале
Розенберг и Кейтель слушают свой приговор на Нюрнбергском трибунале

В сентябре 42-го года по инициативе офицеров абвера Рённе и Веделя генерал Власов как «председатель» мифического Русского Освободительного Комитета написал свою первую листовку, которую немцы распространяли только за линией фронта. Гитлер и слышать не хотел о каких-либо серьезных контактах с русскими и настаивал на чисто пропагандистском характере этой деятельности. Сам же Власов предлагал передать ему под команду всех хиви (русских пленных, согласившихся воевать на стороне вермахта) и рассчитывал на создание марионеточного Российского государства, во главе которого немцы могли бы поставить его . Однако нацисты ничего подобного не предусматривали. Если у Розенберга и существовали какие-то фантомные планы по предоставлению «независимости» Прибалтики, то насчет России позиция всех фашистских бонз была однозначна – страна должна быть колонизирована, а коренное население выселено в Сибирь. О сохранении русской государственности в какой-либо форме не было и речи.

Советский военнопленный в лагере пьет из лужи, 1941 г. Такую сцену можно было снять в любом лагере в начале и таких фотографий много. Немцы не обеспечивали нашим пленным элементарных человеческих условий, не кормили и не поили
Советский военнопленный в лагере пьет из лужи, 1941 г. Такую сцену можно было снять в любом лагере в начале и таких фотографий много. Немцы не обеспечивали нашим пленным элементарных человеческих условий, не кормили и не поили

Еще в марте 1942 года Гитлер в разговоре с Геббельсом обрисовал будущее оккупированных территорий на Востоке. После завершения операций по захвату Москвы, Ленинграда и Кавказа, запланированного на октябрь 42-го, фюрер намеревался выстроить гигантскую систему укреплений по линии Астрахань—Архангельск, из-за которой вести новую столетнюю войну с сибиряками. Оккупированную части России Гитлер намеревался превратить в некое подобие Британской Индии.

Перевозка советских военнопленных в вагонах для сыпучих грузов. Даже в такой вагон, в принципе не предназначенный для перевозки людей, в нем возят, например, уголь, пленных нагрузили, как селедку в бочки
Перевозка советских военнопленных в вагонах для сыпучих грузов. Даже в такой вагон, в принципе не предназначенный для перевозки людей, в нем возят, например, уголь, пленных нагрузили, как селедку в бочки

25 октября 42-го года Альфред Розенберг представил Гитлеру составленный в недрах его министерства очередной меморандум, предлагавший использовать в борьбе с Россией внутренние силы, оппозиционные Сталину. Но Адольф Гитлер, назвав этот план полной чушью, заявил, что в СССР нет и не может быть никакой антисталинской оппозиции и посоветовал своему старому товарищу по партии вернуться с небес на землю и заняться серьезными делами. Но, Альфред Розенберг не успокоился и продолжил «разработку» Власова и Русского Освободительного Комитета, состоявший из согласившихся сотрудничать с немцами пленных советских офицеров.

Власов рассказывает сказки
Власов рассказывает сказки

24 февраля 43-го года Андрей Власов в специально разработанной для него клоуновской форме покинул Берлин и направился в поездку по тылам групп армий «Центр» и «Север». Когда Мартин Борман доложил об этом Гитлеру, фюрер был вне себя от ярости. Напрасно Кейтель пытался объяснить, что все пропагандистская акция была задумана только для внешнего употребления и была направлена на увеличения числа перебежчиков из Красной Армии. Гитлер напомнил фельдмаршалу о том, как в 1916 году Людендорф создал Польский легион, который через два года повернул оружие против немцев.

Власов у Геббельса
Власов у Геббельса

17 апреля 1943 года фюрер издал приказ, по которому Власова и всю его команду следовало немедленно вернуть в лагеря для военнопленных. Всех хиви, которые с декабря 42-го года были сведены в Управление Восточных войск ОКВ под началом генерала Хелльмиха, следовало убрать с Восточного фронта и отправить на угольные шахты в Западную Европу. Однако, как и многие другие распоряжения Гитлера, этот приказ никто не собирался выполнять. Борман вскоре забыл о Власове, которого взял под свою защиту Геббельс. Но, хиви начали перебрасывать во Францию и на Балканы, правда не на угольные шахты, а для борьбы с партизанами. Власов попытался протестовать, но ему настоятельно порекомендовали не вмешиваться и думать о собственной безопасности. Альфреду Розенбергу Гитлер запретил даже упоминать о Власове.