Глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет потребовал передать в собственность Киево-Печерскую и Почаевскую Лавру. Сейчас оба монастыря принадлежат Украинской православной церкви Московского патриархата.
Люди видят, кто защищает украинское государство и украинскую землю: Киевский патриархат, или Московский? Защищает Киевский! А Московский ‒ защищает Агрессора
Филарет
Киевский патриарх уже давно добивается того, чтобы греческий патриарх признал ее независимость и выдал томос ‒ документ, подтверждающий это. Если такое когда-нибудь случится, то все имущество, которой сейчас принадлежит УПЦ Московского патриархата, перейдет во владение Киевского патриархата ‒ так уверен Филарет. Это и касается, в первую очередь, Киево-Печерской и Почаевской Лавры ‒ крупнейших монастырей Украины, где живут сотни монахов и куда каждый год ездят паломники. Это не просто важнейшие религиозные центры ‒ это ещё и прибыльный бизнес, там бывает много туристов.
Социолог религии и специалист по религиозным вопросам Украины Николай Митрохин в интервью OstWest рассказал, что создание независимой украинской церкви маловозможно. Греческий Синод должен был принять решение о выдаче томоса еще 11 июля. А 28-го июля, в День Крещения Руси, об этом должны были торжественно объявить в Киеве, в присутствии греческой делегации. Однако этого так и не произошло;
Киево-Печерская Лавра не принадлежит России никаким боком. Это духовно-организационный центр Украинской православной церкви, который является зарегистрированной украинской религиозной организацией, все руководство которой состоит из граждан Украины. Они ровно такие же граждане, как и все остальные. Другое дело, что в духовном плане эта организация подчиняется русской Православной Церкви. Сама по себе Киево-Печерская Лавра принадлежит Украинской Православной Церкви и украинским гражданам.
Филарет только за последние две недели уже третий раз сделал подобное заявление в СМИ. Грозится отобрать Киево-Печерскую лавру, Почаевскую Лавру ‒ это второй по значимости монастырь Украинской Православной Церкви и в целом второй по значимости монастырь. Насколько это реализуемо, или это является мечтами очень уже пожилого человека ‒ никто не знает. Киевская власть, насколько я знаю, не намерена форсировать эти события, потому что это повлечет за собой огромный конфликт, возможно, с кровью, а при этом заселить это лувру монахами будет невозможно, потому что у Киевского Патриархата практически нет монашествующих
Филарет в интервью украинскому телеканалу «Прямий» сказал, что это было бы сильным ударом по Москве, поскольку , лишись РПЦ Киево-Печерской Лавры, и тут же история Русской православной церкви потеряла бы несколько веков и отсчитывалась бы уже не с десятого, а с 15-го века. И это не просто внутрицерковное дело и даже не конфликт церквей двух стран, это серьезный политический шаг. И он не понравится не только России, но и Европе, уверен Митрохин:
В окружении Порошенко и сам Порошенко в рамках президентской кампании довольно сильно налегает на этот националистический пафос. И, например, более радикальные группировки, стоящие правее Порошенко, могут попробовать реализовать эту идею. В принципе, государственные чиновники, с которыми мне приходилось иметь дело, не поддерживают подобную идею развития событий. Но как это будет происходить на практике, если этот томос будет выдан, никто предположить не может. Это, естественно, вызовет истерику в российских СМИ, и массу претензий к Украине не только то России, отношения с которой безнадежно испорчены, но и от европейских структур, потому что массовое нарушение прав верующих, путь и церкви, ассоциированной с Россией, это вещи, на которые не могут не обратить внимание европейские структуры.