Найти тему
Записки истории

Накануне четырнадцатого

— Вы, конечно, знаете, что за границей, особенно в Америке, цифру «13» очень не любят,

— начал свой рассказ полковник запаса Леонид Григорьевич Минов, один из первых советских парашютистов.

 Первые советские парашютисты. Инструктор Л. Г. Минов (слева) и  его первый ученик Я.Д. Мошковский (справа)
Первые советские парашютисты. Инструктор Л. Г. Минов (слева) и его первый ученик Я.Д. Мошковский (справа)
— Там на тринадцатое число обычно не назначают важных дел, в спортивных командах нет игроков номер «13», а на домах вслед за номером «12» часто можно увидеть номер «12-а». Мне однажды пришлось поколебать недоверие американцев к «несчастливой» цифре. Вот как это было.
Самолет «Кертис» с которого совершил  прыжок с парашютом Леонид Минов
Самолет «Кертис» с которого совершил прыжок с парашютом Леонид Минов
В 1929 году меня, военного летчика, командировали в США. Я должен был изучить не только производство парашютов, но и научиться прыгать сам. Наконец настало время, когда инструктор фирмы «Ирвин» мистер Форд заявил, что он допускает меня к прыжку. Прыжок должен был состояться 10 июня, но в тот день пошел дождь. Казалось, он будет лить бесконечно. 12-го Форд сообщил мне: «Назавтра синоптики твердо обещают хорошую погоду, хотя это и бесполезно. Будете прыгать послезавтра». «Не понимаю»,— сказал я. «Завтра тринадцатое...» — заметил мистер Форд.
Почтовая карточка «Вытягивание главного купола вытяжным парашютом. Пионер парашютизма в СССР — летчик Минов» / фото М. Хана; ред. Петрейкова.
Почтовая карточка «Вытягивание главного купола вытяжным парашютом. Пионер парашютизма в СССР — летчик Минов» / фото М. Хана; ред. Петрейкова.
Форд был упрям и не хотел слушать никаких возражений, а я не мог откладывать прыжок: меня срочно вызывали в Нью-Йорк. В это время в комнату вошел вице-президент фирмы Маклоуд и быстро разрешил наш спор.
Вице-президент фирмы «Ирвин» мистер Маклоуд
Вице-президент фирмы «Ирвин» мистер Маклоуд
— Будем считать, что прыжок состоится не тринадцатого, а накануне четырнадцатого!
— Или завтра после двенадцатого, — пошутил я.
Публикация в американской прессе
Публикация в американской прессе
Маклоуд не скрывал своей радости. Он тут же заговорил о грандиозной рекламе для своей фирмы, которой позавидовал бы сам Генри Форд: «Русский летчик бросает вызов смерти, совершая свой первый прыжок 13 числа, потому что он прыгает с парашютом фирмы «Ирвин»!»
Перевод статьи
Перевод статьи
Прыжок состоялся. Летчик Лео Чейз на самолете «Кертис» поднял меня в воздух, и я впервые испытал ни с чем не сравнимое ощущение свободного скольжения в воздухе. Я даже рискнул управлять парашютом, чтобы опуститься как можно ближе к толпе зрителей.
Красвоенлет Леонид Григорьевич Минов у самолета «Кертис» за несколько минут до первого парашютного прыжка в Америке. 1929 год.
Красвоенлет Леонид Григорьевич Минов у самолета «Кертис» за несколько минут до первого парашютного прыжка в Америке. 1929 год.
Первым подбежал ко мне фоторепортер... Вечерние газеты в тот же вечер подробно рассказали о «сенсационном прыжке», и фирма получила хорошую рекламу. А наши специалисты через несколько месяцев подписали с фирмой «Ирвин» договор о поставке в СССР крупной партии парашютов. И, представьте, подписание документов состоялось... 13 января! Но недоразумений на этот раз не было. Представитель фирмы сказал, что после моего прыжка они считают 13 число счастливым.
Парашюты ПЛ-1. Разработчик: НИИ ВВС СССР (по лицензии компании «Irving Air Chutes») Страна: США, СССР
Парашюты ПЛ-1. Разработчик: НИИ ВВС СССР (по лицензии компании «Irving Air Chutes») Страна: США, СССР

Спасибо за прочтение, подписывайтесь и ставьте «Палец вверх»