Искусство всегда существовало в тесной связи с технологиями своего времени. Но иногда художникам удавалось как бы заглянуть в будущее с его новыми техническими возможностями.
В преддверии публикации первой темы курса «Изображение в структуре новых медиа» Денис Протопопов объясняет на примере выставки Documenta, как 40 лет назад художники смогли заложить основы медиаискусства, которое мы можем видеть сейчас.
Выставка Documenta, возможно, одна из самых масштабных и объёмных смотров современного искусства в мире. Проходит раз в 5 лет в немецком городе Касселе и длится 100 дней. В отличие от формата биеннале, который проходит каждые два года, пятилетний срок достаточен для того, чтобы собрать массивный и структурированный итог глобальных тем, связанных с политикой, обществом и миром искусства.
Documenta 6
Шестая Documenta проходила в 1977 году и знаменательна тем, что она установила каноны того, как должно представляться медиаискусство, после чего оно сумело войти в арт-мир как полноценная форма. Интересно то, что сама выставка была посвящена 150-летию фотографии, и по замыслу создателей должна была провести своеобразный мост между медиумами разного времени.
Куратор выставки Манфред Шнекенбургер хотел сформулировать с помощью своей выставки вопрос о месте искусства в формирующемся обществе информации второй половины ХХ века и отдать должное идее искусства как независимой сферы, но тем не менее глубоко связанной с обществом.
Шнекенбургер сделал это, обратившись к фотографии, видео, живописи, скульптуре. Он объединил их вместе, чтобы показать то, что развивающееся медиаискусство (основанное на ТВ, видео, технологических новшествах) тесно связано с предыдущими художественными практиками, в том числе с живописью.
Формы движения
На выставке экспонировалась живописная работа Марселя Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице». Картина показывает движение фигуры с помощью накладывающихся друг на друга фрагментов. Дюшан признавал, что его картина была вдохновлена работами фотографа Эдварда Мейбриджа, в частности, хронофотографией «Женщина спускается по лестнице».
Появление хронофотографии в конце XIX века позволило фиксировать движение людей и животных с помощью множества фотографий, сделанных с минимальной задержкой. Помимо того, что хронофотография позволила впервые изучить движение живых объектов, она стала прародителем движущихся изображений, в частности — кинематографа.
Именно поэтому работа Мейбриджа была размещена на documenta 6, ведь Шнекенбургеру было важно показать связь, которую имеет демонстрировавшийся на выставке видео-арт с медиумами прошлого.
Рамка
Масштабная инсталляция арт-группы «Хаус-Рукер» под названием «Рамка», несмотря на размеры, сохраняет связь с фотографией. Она обрамляет ландшафт, но при этом изменяет не его, а лишь возможное восприятие его зрителем.
В 1977 году эта работа могла быть понята как комментарий к фотографии и говорила о субъективности взгляда в камеру, что подтверждалось постоянно меняющимся пейзажем. Cейчас мы можем проинтерпретировать работу иначе, представляя что рамка — это экран компьютера, мобильного телефона, или интерфейс социальных медиа.
Продолжение материала доступно в разделе «Тернии и Звёзды» о трудностях и возможностях художественного процесса.
Текст: Денис Протопопов
Редактор: Юрий Гудков