Суицидальные атаки во время Второй мировой войны это, без сомнения, удел японских летчиков, но не только на земле Восходящего Солнца были солдаты - самоубийцы. Люфтваффе Также отправляла своих людей на последние миссии. Однако их целью были не вражеские самолеты, или корабли, а только... мосты на реке Одер.
В середине апреля 1945 года судьба войны в Европе была предрешена. Более двух с половиной миллионов советских солдат готовились нанести окончательный удар по третьему Рейху. Также на западном фронте союзники отметили дальнейшие успехи. Несмотря на все это, Гитлер требовал от своих подчиненных бороться до самого конца. В такой атмосфере возник отчаянный план уничтожения силами Люфтваффе советских переправ на реке Одер.
Люфтваффе берет пример с Японцев
Нет, речь шла отнюдь не о массированных бомбардировках, потому что для их проведения у немцев не было достаточного количества самолетов, не говоря уже о подготовленных пилотах. Было решено, что пилоты из так называемой эскадрильи «Леонид» (KG-200 «V»), дислоцированных в Ютерборге, должны взять пример у японских коллег.
Как отмечает в своей последней книге «Вторая мировая война» Энтони Бевор: Этот тип суицидальных атак определяли названием Selbstopfereinsatz – «боевая миссия, связанная с самопожертвованием».
Следует добавить, что до ее начала солдаты подполковника Хайнера Ланге, по некоторым данным, подписывали специальную декларацию, заканчивающуюся словами: «Я понимаю, что эта задача закончится моей смертью».
Как уже было сказано выше, целью всей операции были переправы на реке Одер. В частности, 32 моста уже построенные или находящиеся в процессе строительства. Первая атака была назначена на утро 17 апреля. Для ее реализации были выделены самолеты, которые оказались как раз под рукой. Это были Focke-Wulfy Fw 190, Messerschmitt Bf 109 и Junkers Ju 88.
Прежде чем пилоты были отправлены на верную смерть, командир всей группировки – генерал-майор Роберт Фукс – позаботился о том, чтобы последнюю ночь они провели в развлечениях. С этой целью 16 апреля для них была организована прощальная вечеринка, на которую были приглашены девочки из соседнего подразделения связи. Не обошлось и без песен, призванных успокоить немецких «камикадзе».
Акция началась в соответствии с планом, и поначалу казалось, что все идет хорошо. Например, Focke-Wulf с 500-килограммовой бомбой, пилотируемый Эрнстом Райхлом разрушил понтонный мост в Зеллине.
Слабая эффективность и большие потери
Однако, как отмечает Энтони Бевор в книге «Берлин 1945. Падение»: немецкие рапорты об уничтожении в течение последующих трех дней 17 переправ, кажутся, сильно преувеличенными. Таким образом, какова была эффективность атак? Трудно сказать, но по мнению британского историка, Немцам конечно, удалось уничтожить, по крайней мере, еще одну переправу – железнодорожный мост под Костшине.
Цена этих локальных успехов, была слишком высока. Немцы потеряли 35 опытных пилотов. Конечно, столько же машин было разбито. Это было серьезное ослабление для Люфтваффе.
Между тем, невзирая на этот факт, генерал Фукс передал имена погибших Фюреру на его предстоящий пятьдесят шестой день рождения. Наверное, он думал, что такой подарок порадует – скрытого в бункере под Канцелярией Рейха – вождя „Тысячелетнего Рейха”.
Вероятно, суицидальные атаки не закончились 20 апреля, и погиб еще не один немецкий летчик-самоубийца, но безумные действия вскоре прекратились. Немецкие планы спутало советское наступление.
В частности, 4-я танковая армия генерал-лейтенанта Дмитрия Лелюшенко, которая с юго-востока неожиданно начала приближаться к Берлину, угрожая аэропорту Ютерборг. Так красноармейцы спасли немецких летчиков от самоубийства.