(2018, Франция)
Хочу заявить о тяжком преступлении: минувшей весной режиссёр Дэниэл Роби и его сценаристы зверски убили Логику, а потом надругались над ее трупом в особо извращенной форме. Прошу власти Франции принять срочные меры по задержанию маньяков, пока они не совершили новое злодеяние, потому что, кажется, им это понравилось.
Ну а теперь обо всём по порядку.
Вроде бы ничто не предвещало беды. Сценарий «Дыши во мгле» настолько примитивный и линейный, что наделать в нем логических косяков надо было еще постараться. Но Роби и его команда с этой задачей блестяще справились!
Итак, на улицы Парижа из метро стремительно вырывается гигантское облако желто-бурого газа (в аннотации заявлено, что это туман, но ее писал идиот, понятия не имеющий, что такое туман и откуда он берется). Неведомый газ убивает почти моментально, но к счастью - хотя какое, к чертовой матери, это счастье! - он тяжелый и не поднимается выше четвертого этажа зданий в том районе, где живут герои фильма - Матье, Анна и их больная дочурка Сара. Загвоздка в том, что их квартира расположена на втором этаже, а дочка постоянно находится в не транспортабельной карантинной камере (см.фото ниже). Она герметична, воздух туда закачивается через фильтры и девочке внутри ничего не угрожает. Вот только при выбросе газа в Париже вырубилось электричество и теперь, чтобы камера продолжала функционировать, в ней надо через каждые несколько часов менять аккумуляторы. Которых у героев в запасе мало, заряжать их негде, а катаклизм, по всем признакам, затянулся надолго.
Собственно, эту проблему переселившиеся к соседям сверху Матье с Анной и решают в первой половине фильма. Во второй же его половине они ищут специальный комбинезон, в котором Сару можно было бы вывезти из Парижа в безопасное место. Ну а все приключения с ними происходят как раз в процессе этих увлекательных занятий.
(Внимание! Дальнейшее препарирование местных глупостей невозможно без спойлеров! Поэтому всем, кто их ненавидит, лучше остановиться здесь и не продолжать чтение.)
Неудобные вопросы к авторам картины надо начать с самого глобального.
Вот газ растекается по Парижу и несколько дней лежит на улицах толстым, почти до самых крыш, непоколебимым ковром. Судя по тому, что горожане ходят в теплой одежде и нигде нет зелени, действие происходит либо ранней весной, либо поздней осенью, а то и вовсе зимой. То есть, если, допустим, летом, в адскую жару, мы еще можем представить себе многодневный абсолютный штиль, то в холодные времена года как такое возможно? Тем не менее за эти дни в городе не случилось даже легкого дуновения ветерка, способного взбаламутить или рассеять газ. Эй, Роби, а не слишком ли это топорная сценарная натяжка ради одной лишь красивой картинки утонувшего во мгле Парижа?.. Да уж явный перебор, это точно.
Природа газа тоже странная. Он убивает буквально за пару вдохов и настолько ядовит, что обычные противогазные фильтры от него не спасают. По крайней мере военные на улице выдают горожанам только защитные маски с дыхательными баллонами. Однако свою первую вылазку в зараженный город Матье делает, нацепив на лицо медицинскую маску для вентиляции легких (+ кислородный баллон), снятую им с трупа соседа-инвалида. Но такая маска на резиночке совершенно не герметична и вдобавок не защищает глаза, которые в столь агрессивной среде тоже наверняка бы пострадали. Да и впоследствии герои не однажды ныряют в газ, задержав дыхание, но не закрывая глаз, и те потом даже не слезятся. А еще Матье и Анна обладают сверхспособностью устраивать скоростные забеги в противогазах на стайерские дистанции, после чего не только прекрасно себя чувствуют и не задыхаются - у них даже стекла на масках не запотевают!
Также очень странно, что воздушные фильтры карантинной капсулы легко нейтрализуют газ, хотя вряд ли это оборудование делалось с расчетом на химическую атаку такой мощности.
И вот мы добрались до кульминации этой истории и одновременно до кульминации всех здешних глупостей - Анна спасает дочь, жертвуя ради нее своей жизнью!
Расклад такой: Матье нет дома, а в баллоне у Анны кончился воздух. И в этот момент двумя этажами ниже батарея в капсуле Сары разряжается, требуя срочной замены. Потому что без электричества воздушные фильтры капсулы тоже вдруг отказываются работать (не спрашивайте, почему) и в систему ее вентиляции сразу просачивается газ.
Мысль попробовать дышать в экстренной ситуации через влажную тряпку Анне даже в голову не приходит - видимо, у них в школе не было уроков ОБЖ. Поэтому мамаша силой воли задерживает дыхание и мчится вниз, отчетливо понимая, что на обратный путь воздуха ей уже не хватит.
Так и есть. Однако заменить батарею она успевает. И даже находит десять секунд на то, чтобы попрощаться со спасенной Сарой через стекло. После чего в муках умирает на подъездной лестнице, где потом и находит ее труп (находит - и почему-то там же его бросает) вернувшийся Матье...
Только не говорите мне, что вы до сих пор не видите тут логическую дырищу величиной с кратер Йеллоустоуна! Конечно же, видите - вот она, прямо перед вами! То есть у Анны нашлись время и силы помахать дочери ручкой, выбежать из квартиры и преодолеть несколько лестничных пролетов. А времени элементарно войти через шлюз в капсулу к Саре, где был спасительный воздух - нет?.. ЭПИК ФЕЙЛ!
Правда, кое-кто из смотревших фильм зрителей может возразить, что, дескать, я неправ - на самом деле в камере не было такого шлюза и она запечатывалась каким-то другим, более сложным и долгим способом. Увы, возражение отклонено. То, что нам не показали на капсуле дверей вовсе не означает, что родители не могли войти к дочери за считанные секунды. Могли в любое время дня и ночи. А что, если вдруг случится пожар или Сара упадет в обморок, ударится обо что-нибудь головой, сильно порежется? И как тогда быть? Вызывать слесаря и ждать, пока он вскроет капсулу, а девочка в это время будет лежать внутри и истекать кровью? Конечно, нет. И, конечно, у Анны была 100% возможность спастись в убежище дочери, но вместо этого авторы фильма сделали мать тупицей и безжалостно прикончили.
Ну и развязка...
Даже не знаю, вызовет ли финальный заскок авторов у вас хохот или еще большую злобу. Лично у меня к тому времени попросту не осталось сил ни злиться, ни смеяться. Потому что когда вдруг выяснилось, что сидящие в таких же капсулах, страдающие этой же болезнью дети (а их во Франции нашлось немало) невосприимчивы к газу, могут свободно в нём дышать и не болеть, я лишь развел руками и подивился исполинской величине выехавшего из кустов рояля. А что тут еще скажешь? Астматики и аллергики, которые прекрасно себя чувствуют, дыша фосгеном или зарином - согласитесь, только воистину гениальный творец мог родить подобную фантастическую идею!
***
В общем, дело ваше - хотите смотрите ЭТО, а хотите нет. Правда, если вы все-таки не побоялись спойлеров и дочитали обзор до конца, вряд ли вам захочется тратить время на «Дыши во мгле». Уж лучше пойти вместо этого на улицу и подышать свежим воздухом - всё куда более приятное и полезное времяпрепровождение.