Найти тему
GoDesigner

Что за штрих, или 15 самых важных частей буквы

Оглавление

С тех пор, как в первом классе школы (а то и раньше) мы учились писать, выполняя упражнения на красивое написание петелечек и загогулинок, большинство из нас никогда больше не вникали и не задумывались — из чего состоят буквы, которыми мы пользуемся каждый день, и как эти части называются. Если кто и разбирается в анатомии буквы, то это типографы.

GoDesigner решил позаимствовать их опыт и разобраться, где у буквы ноги, где уши, а где хвост. 

1. Основной штрих: наше все.

Основной штрих (он же «штамб», он же stem) — это ствол буквы, в случае, например, буквы Т; ну или две колонны, на которых держится ее конструкция — в случае букв И, Н и М . Официально говоря, это доминирующий вертикальный или наклонный штрих, составляющий основу буквы. Как правило, основные штрихи толще, чем соединительные. В буквах не таких прямолинейных, обремененных округлыми формами, типа Р или Ф, основной штрих называется «наплыв». 

-2

2. Соединительный штрих: между нами что-то есть.

Соединительный штрих (он же hairline) — это горизонтальная, наклонная или изогнутая линия, соединяющая основные штрихи. В шрифтах с выраженным контрастом, соединительные штрихи обычно тоньше основных. 

-3

3. Плечо: кошмар иностранного студента

Плечо — это  скругленный штрих, отходящий от основного штриха — обычно у строчных букв h, m, r, n,. В рукописной варианте эти плечи, да в сочетании с соединительными штрихами — ну например, «пилите, милейший»— являются кошмаром иностранного студента, изучающего русский язык. 

-4

4. Засечка: детали решают все

Засе́чка (она же «сериф», она же serif) — короткий, обычно перпендикулярный штрих по обеим сторонам основного штриха. Если представить, что основной штрих — это колонна, то засечка — капитель этой колонны. Считается, что засечки направляют движение глаз вдоль строк и способствуют связи букв в единую линию, облегчая визуальное восприятие и влияя на удобочитаемость текста; поэтому шрифты с засечками широко используются в книгах и газетах.

-5

Несмотря на свою малость, засечки имеют большое значение в образовании рисунка шрифтов и влияют на их красоту. Они различаются по форме (треугольные, прямоугольные/брускообразные, волосные, закругленные, шипообразные); по направленности (горизонтальные и вертикальные) и так далее.

5. Узел: место встречи изменить нельзя

Узел буквы — это место, где сходятся воедино диагональные штрихи, когда они есть — например, в середине букв Ж, К, Я.

-6

6. Петля: «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь...»

Помните, как в 1-м классе учительница учила вас красиво выводить «петелечку» в прописных буквах «у», «д» и «з»? Вот, это оно. Замкнутый элемент — как правило, нижняя часть строчной буквы, как у латинской буквы «g» — называется петля.

-7

7. Капля: приятная округлость

Капля (она же каплевидный элемент, она же teardrop, drop, ball) — это овальное (каплевидное) окончание штриха, как то, например, которое нависает «над головой» у строчной латинской «a». Английское наименование ball относится к более круглым каплям, а teardrop — к более удлиненным, словно стекающим.

-8

8. Ухо: ушки на макушке

Ухо (оно же ear) — похожий на каплю штрих в верхней части строчной латинской «g», торчащий в сторону как ухо жизнерадостного щенка.

-9

9. О: овал!

С овалом все просто: это — замкнутая форма некоторых букв или их частей, образующая окружность или эллипс. Овал в чистом виде — это буква О. Наклон оси овала – важная характеристика шрифта.

-10

10. Полуовал: половина дела

С полуовалом еще проще: Все что, похоже на половину О — как например в буквах «d» и «p», Б», «В», «З», «Р», «Ь» — это, соответственно, полуовал.
С полуовалом еще проще: Все что, похоже на половину О — как например в буквах «d» и «p», Б», «В», «З», «Р», «Ь» — это, соответственно, полуовал.

11. Концевой элемент: хвостик

Концевой элемент (он же terminal или finial) — это окончание штриха, не увенчанное засечкой — например, то, которым мы заканчиваем писать букву «а».  Все та же учительница письма в младших классах называла его «хвостик».

-12

12. Линия шрифта: равнение по нижнему краю

 Линия шрифта (она же baseline) — воображаемая линия, проходящая по нижнему краю букв, без учета свисаний и нижних выносных элементов. Проще говоря, это забор, на котором, как кошки, лежат животами все буквы, свесив свои хвосты и петельки.

-13

13. Выносной элемент: уши, петли и хвосты

Все прописные буквы — разные по высоте, и строка часто выглядит как выстроившиеся как попало в линейку на физкультуре школьники — один выше, другой ниже, у третьей хвостик торчит. Все то, что «торчит» вверх за пределы воображаемой линии, проходящей по верхнему краю строчных знаков — все эти торчащие палочки и крючочки — это верхние выносные элементы. Все то, что «свисает» вниз за пределы базовой линии — это нижние выносные элементы.

-14

14. Высота знака: Х как мера всех вещей

Высота знака, как для прописных букв (сap height), так и для строчных (x-height) — это расстояние от линии шрифта до верхней линии. То есть, высота буквы без учета свисаний, выносных элементов и диактерических знаков.  Подсказка содержится в самом названии х-heigh — высота строчных букв равна высоте буквы «х», у которой ничего не торчит и ничего не свисает. 

-15

15. Внутрибуквенный просвет: дырка от бублика

Внутрибуквенный просвет (он же counter) — это внутренняя часть знака, белое поле, частично или полностью находящееся между его элементами. Может быть закрытым (как в «е») или открытым (как в «G» ). Степень открытости может различается в зависимости от конструкции знака и гарнитурных особенностей
Внутрибуквенный просвет (он же counter) — это внутренняя часть знака, белое поле, частично или полностью находящееся между его элементами. Может быть закрытым (как в «е») или открытым (как в «G» ). Степень открытости может различается в зависимости от конструкции знака и гарнитурных особенностей