Найти тему
Деловая Газета. Юг

Ирина Птушко: Вина из «изабеллы» не имеют права на жизнь

Виноделы Краснодарского края наращивают качество. Ежегодно появляются премиальные линейки местных вин, а соотношение цена/качество стремится к идеалу. О том, какие изменения в кубанских винах произошли в последнее время, нам рассказала Ирина Птушко, сочинский сомелье.

- Ирина, производят ли в России вино с большой буквы?

- Среди специалистов это самая острая тема. В сетях разворачиваются недетские дебаты. Но, могу точно сказать, у нас многое впереди, мы только начинаем свой путь. Пока еще нет вековых традиций, но уже есть очень интересные вина, которые не стыдно предложить иностранцу, чтобы он увез бутылку, и дома удивил близких качеством российского вина.

К сожалению, в широкой рознице эти вина в ближайшее время не появятся, потому что выпуск очень маленький. Буквально недели две назад общалась с виноделом Сергеем Коротковым. В 2018 году им выпущена линейка из четырех вин общим тиражом 17 тыс. бутылок, - качественные вина, которые с первого глотка производят приятное впечатление. Но, понятно, что при таком тираже эти вина не попадут в крупные торговые сети.

Второе препятствие для популярности - цена. Небольшие партии хорошего российского вина виноделы, чтобы не вылететь в ноль, продают от 600 рублей и дороже за бутылку. Логистика через дистрибьютора серьезно повышает розничные цены. Решением проблемы могло бы быть объединение виноделов в артель и создание своей дистрибьюторской компании. Ведь виноделие, особенно на начальном его этапе, очень затратный бизнес. В случае с винами Короткову надо было раскорчевать холмы, завезти лозу из итальянских питомников и пять лет ждать первого выпуска вина. Пять лет расходов на зарплату, оборудование, уход за лозой и так далее!

Импортные вина чаще дешевле, потому что их винодельни существуют десятки лет, и их затратная часть уже минимальная. За границей это, как правило, семейный бизнес, передаваемый из поколения в поколение. Там дорожат репутацией, фамилией, поэтому в европейских странах вы не встретите некачественное или поддельное вино.

Слава богу, российское виноделие маленькими шажочками идет по этому пути. Наши виноделы зовут в гости, приглашают посмотреть, как растет виноград, как делается вино. Это творческие, увлеченные своим делом люди, постоянно совершенствующие свои знания и мастерство.

А вот рядовому российскому потребителю приходится нелегко. В крупных магазинах выбор вина огромный, покупателю трудно определиться с выбором, в итоге он приобретает либо что–то знакомое, либо просто «ведется» на красивую этикетку. В идеале в каждом крупном магазине в отделе алкоголя должен работать
кавист.

- Ирина, в сознании людей укрепилось мнение, что по–настоящему хорошие вина могут выпускать только небольшие винодельни и так называемые гаражисты. А гигантские винзаводы нацелены на вал, и качество от этого страдает. Это так?

- И да, и нет. У таких «монстров» рынка, как «Абрау–Дюрсо», «Фанагория», «Кубань–Вино», проверенные технологии, соответствие ГОСТу и ТУ, огромные обороты, хороший маркетинг… Это вина для массового рынка, иногда из импортного виноматериала. Но не будет на «Фанагории» винодел прибегать ночью на производство и измерять параметры брожения вина. Потому что «сидит» он на окладе, режим работы «пять через два», и имя его на этикетке не значится.

- А какой смысл в премиальных линейках крупных производителей? Чем вина под простым брендом «Кубань–Вино» хуже премиальной линейки «Аристов» или «Высокий берег»?

- Полагаю, что разница есть, но она не столь существенна. Это, чаще всего, маркетинговый ход. Есть очень достойные вина из категории недорогих, а бывает и наоборот. То, чем грешат наши производственники, - это нестабильность. Сегодня вино 2016 года отменное, а завтра его сделал другой винодел - и оно другое.

Сомелье в последнее время стали проводить сравнительные слепые дегустации, где оценивают не только качество вина, но соотношение цена/качество. Потому что маленькие винодельни часто стараются побыстрее «отбить» затраты и завышают цены.

Но гаражное вино — это не априори хорошее вино. В этом году на фестивале «Сыра и вина» в «Винной деревне» под Анапой в состав жюри входил сочинец Владислав Серебряков, которого я хорошо знаю. Комиссия дегустировала порядка сорока образцов вин, и, по словам Влада,- половина из них были мутными, их надо было снять сразу, не выставляя на оценку. С другой стороны, есть очень хорошие вина у таких гаражистов как Дубинин, Бердяев, Павелков, Вальдгейм, Литавщуки.

В общем, большое или малое предприятие — не столь важно. Важны люди, которые делают вино и насколько они заинтересованы в результате.

Осенью прошлого года я была на винодельне «Юбилейная». Это большое хозяйство. Очень приятное впечатление оставила практически вся линейка вин — ароматные, легко пьются и цена не «задрана». Но в ноябре 2017 года Сергей Дубовик, винодел от Бога, который до этого работал в «Юбилейной», ушел в винодельню «Мысхако». Сергей — энолог с большой буквы, который живет своим делом 24 часа в сутки. Подозреваю, что продукция винодельни «Мысхако» в ближайшие годы очень сильно прибавит в качестве, откроется всем нам очень интересными винами. А вот сохранит ли качество «Юбилейная»?..

Но все к лучшему. Когда будет много хорошего вина, плохое перестанут покупать. И перестанут делать ту же «изабеллу»... Кстати, не понятно как, с одной стороны, пошли по пути винных стран, создав реестр (классификацию вин) ЗГУ и ВЗМП, но до сих пор не запретили использование сорта «изабелла»? Это я считаю лукавством.

- Чем вам не нравится «изабелла»?

- А чем она может нравиться? Сорт винограда, который при брожении вырабатывает метиловый спирт. В Европе этот сорт (и еще ряд других) запрещен, вина из «изабеллы» не производят, это чревато огромными штрафами. У нас объем вин из «изабеллы» тоже уменьшается, но все-таки они есть - в тетра–паках, в абхазских винах. А люди покупают.

Уже хотя бы поэтому нам нужно больше специалистов, чтобы просвещать народ, воспитывать у людей культуру потребления вина. Закупками вин в крупных сетях должны заниматься профессионалы, которые выберут по качеству, а не по цене, оборотам, откатам и бонусам. Вы ведь не доверите оперировать себя завхозу? Вот и не доверяйте магазинам, продающим алкоголь, но не имеющим в штате профессионального кависта.