Неисчерпаемая тема - появление фарфоровой посуды в кадре советских кинофильмов. И неважно, была ли у режиссера задумка выразить с помощью чашечек и тарелочек какую-то мысль. В любом случае, это - картина эпохи.
Попробуем проанализировать для начала всенародно любимую эпопею “Москва слезам не верит” - она как раз посвящена теме социального неравенства (которое, конечно, было в СССР, еще как) и подъема по социальной лестнице.
Содержание все помнят, потому остановимся на мизансценах. Акт первый - свадьба Антонины, из трех подруг - самой “звёзд с неба не хватавшей” (и создавшей крепкую семью). Жених - рабочий-строитель, свадьба по старинке играется дома, столы стоят в комнатах “насквозь”, через раскрытые двери. Элита, кстати, уже тогда играла свадьбы в ресторанах, но здесь не тот случай. Присмотримся к столу.
Тут интересно всё, включая гусевские бокалы, но о них в другой раз. Внимание на столовую посуду. Обратите внимание, товарищи: перед нами простая семья, но никакого разнобоя на столе! Никаких пяти видов тарелок “вон та от бабушки досталась, а в этой все равно колбаса в холодильнике лежала, не перекладывать же”. Сервировано на совесть. В небогатой рабочей семье сыскался для особых случаев простой, но достойный сервиз - белый с золотой отводкой. Скорее всего перед нами легендарный парадный сервиз ЗиК - завода имени Конакова. Этот завод до революции входил в фарфорово-фаянсовую “империю” Кузнецова, ну а после Октября 1917-го был национализирован. Именно там и выпускали такие сервизы - фаянсовые, но с золотой отводкой.
“А каждая ли рабочая семья могла себе такой позволить?” - спросите вы. Неважно; гораздо важнее, что создатели фильма считали необходимым показать такую картину “приличного” застолья в подобной семье. Это был образец, считавшийся социально желательным. Революционные 20-е годы уже прошли, снедать селедку на газете считалось неприличным. Были заданы определенные рамки культуры быта - и это, конечно, хорошо.
А теперь заглянем в квартиру сердцееда Рудольфа. Мать семейства устраивает торжественный прием в честь предполагаемой дочери профессора Тихомирова - комнаты убраны, на столе самое лучшее. И это уже не конаковский фаянс. Посмотрите на него внимательно!
Так много золота на ободках советские заводы не делали. Зато подобную продукцию в изобилии выпускали в Чехословакии и ГДР - они были главными поставщиками импортного фарфора в СССР. Сервиз на фото плохо виден, а уж дата его выпуска не поддается определению, но честно говоря, больше всего этот декор похож на чехословацкий “Лилии на черном”. Такой выпускала фабрика Thun, любимая в Советах. Такой можно купить и сейчас - чехи с поразительным упорством продолжают выпускать посуду по лекалам полувековой давности, разве что формы изделий иногда меняются. Во всяком случае, готова ставить на то, что “имелся в виду” именно чешский фарфор.
А он именно “имелся в виду”! Случайных деталей тут нет. Видите тарелки в серванте за спиной у дамы? Типичная мещанская расстановка - блюдца не сложены стопочкой, а выставлены напоказ. Это жилье не советской элиты, а тех, кто отчаянно рвётся в её ряды. Позже несостоявшаяся свекровь будет пенять Катерине, что она сама “пожила по коммуналкам”. Можно держать пари, что из оных семейство выбралось не так давно. А закваска осталась прежней. Мать при потенциальной невесте выговаривает сыну, что он не умеет правильно есть рыбу. Сразу два вывода: пользование приборами в доме не культивировалось, а мадам с этикетом не знакома, иначе не устраивала бы выговоров за столом.
И еще обратите внимание: приборы, которыми в этом доме толком не умеют пользоваться, не просто лежат на скатерти “вилка слева, ножик справа”, нет! Для них заготовили специальную подставочку. Такая подача называется “французской”, она редко применяется. Можно не сомневаться, что в этом доме она не является привычной - это все пыль в глаза. Кстати, на предыдущем фото - другая крайность, тонкая деталь: гражданин слева на время паузы в еде поставил вилку и ложку на края тарелки, сделав “вёсла”. Никогда так не делайте, правильным будет положить приборы в тарелку - вилка слева, нож справа, на 180 градусов. Это значит, что трапеза не закончена.
Ну и наконец - предполагаемый венец жизни Катерины: она - директор завода, благополучна и состоятельна. Её быт - это некий идеал в глазах создателей фильма... Из сегодняшнего дня, конечно, кажется диковатой ситуация, когда успешная женщина, топ-менеджер, вынуждена спать на раскладном диванчике. Но во многом это дань традиции: мебель в комнате должна собираться, в том числе чтобы поставить большой стол, а что у нас будет на столе?
Это Катерина с дочерью буднично завтракают. Стол в кухне даже не накрыт скатертью, а вот сервиз... Сервиз стоящий. Посмотрите на молочник слева. У него закрытый “носик” - это и сегодня редкость, далеко не все производители делают такую модель. Можно спорить, что это не советского производства вещь, а скорее всего - немецкая, тот самый “фарфор из ГДР”. Почему? Потому что советскому топ-менеджеру было не во что инвестировать. Ну, машину купила легковую, но квартиру уже не купишь. Финансовые инструменты - не были доступны. В этих условиях посуда, украшения, даже книги - все превращалось из вещей в investment pieces. Конечно, некоторые просто хранили деньги в сберегательной кассе, но там они и сгинули всего через 10 лет после премьеры этого фильма. Впрочем, и сервизы обесценились - тот же Thun сейчас и новый стоит не как бриллиантовое колье, отнюдь.
Сегодня средний класс имеет гораздо больше возможностей для того, чтобы с толком потратить деньги. Ипотека, зарубежные поездки, образование детей. Инвестиции в фарфор - это теперь удовольствие для коллекционеров. И знаете, это ближе к нормальной экономической модели. Поэтому автор блога не призывает вас инвестировать в посуду. Но вот следить за культурой быта, создать красоту вокруг себя - обязательно!
PS: друзья, если кто-то опознал сервиз Катерины на последнем фото - пишите в почту :-)