Одна из малозаметных, но важных с точки зрения нынешнего кремлевского руководства историй разворачивается в эти месяцы вокруг украинской православной церкви. Точнее – вокруг противостояния УПЦ Московского патриархата и независимой от Москвы УПЦ, которая борется за обретение автокефалии (полноценной церковной автономии). В эту борьбу активно включился президент Порошенко, для которого в преддверии выборов это стало бы нелишним плюсом.
Ранее официальный Киев умудрился-таки помирить между собой две группы местных раскольников: АУПЦ, которую сейчас возглавляет Макарий Малетич, и УПЦ КП во главе с Филаретом Денисенко.
19 апреля по инициативе Порошенко президент Верховная рада проголосовала за обращение к Вселенскому патриарху с просьбой признать УАПЦ-УПЦКП канонической Церковью и даровать ей автокефалию. Но положительного ответа «Константинополя» добиться не так просто. Заинтересовать Вселенский Патриархат в даровании Украинской церкви автокефалии сложно, поскольку в результате он не получит никаких приходов на Украине, а только поддержит своим авторитетом решение, которое будет стоить ему грандиозного и долговременного конфликта с РПЦ. Тут еще необходимо учитывать контекст отношений Путин-Эрдоган, в связи с большим участием российского президента в делах РПЦ. Так, совсем недавно Путин лично «предостерегал» Варфоломея от опасного решения. Помимо этого, дарование автокефалии (сиречь независимости от Москвы) украинским православным – это опасный прецедент для всего православного мира, в котором хватает подобных раскольников.
По политическим причинам поддержат в этом споре Москву и патриарх Антиохийский Иоанн, который сидит в Сирии, и Сербский Ириней, так как Белграду важна помощь России в ситуации вокруг Косово. Но на стороне украинской автокефалии вполне вероятно могут выступить братья-болгары, отношения с которыми Московский патриархат совсем недавно испортил.
На самой Украине в любом случае останется УПЦ Московского Патриархата, и единой Православной Церкви все равно не получится. Порошенко такие издержки вполне устраивают, а патриарха Константинопольского – нет. Ему гораздо удобнее поддерживать неопределенность, в рамках которой значимость его фигуры резко выросла. Не просматривается ничего столь ценного, что Киев, даже с помощью Вашингтона, может ему предложить в качестве компенсации.
В течение года мы увидим массу странных телодвижений, вроде открытия подворья Вселенского Патриархата на территории Украины, и других признаков того, что Украина «вот-вот» получит собственную национальную и независимую Церковь. Порошенко пойдет на выборы с обещаниями в кратчайшие сроки довести страну до ЕС и НАТО, закончить войну в Донбассе, вернуть Крым, поднять экономику и решить церковный вопрос. При условии сохранения поддержки из американского посольства это сработает.
Остроты добавляет тот факт, что борьба украинских властей и УПЦ за автокефалию происходит на фоне тянущегося с 2016 года конфликта между патриархами Московским Кириллом и Константинопольским Варфоломеем. Пиком конфликта явилась инициатива патриарха Кирилла бойкотировать Всеправославный собор на Крите и не признавать его решения. Позднее представители Константинопольской патриархии обвиняли РПЦ в попытках поссорить Константинополь с православными церквями, в частности - в обострении конфликта с Греческой церковью.
Фактически полноценные контакты между Вселенским патриархом и РПЦ отсутствуют.
Между тем, возможность предоставления самостоятельности Украинской православной Церкви полностью зависит от позиции Константинополя. В этой ситуации Путин берет на себя роль переговорщика. Через Эрдогана договаривается на разговор и первым делает телефонный звонок патриарху Константинопольскому Варфоломею. Это очень серьезный аппаратный прокол патриарха Кирилла. Вдвойне непростительный, потому как в этой сложной ситуации ухудшение отношений между православными Москвой и Константинополем во многом произошло по вине Кирилла.
А параллельно, Порошенко и украинские интересанты повышают ставки в борьбе за автокефалию, так как президентские выборы уже через год. Так что либо подвижки в вопросе автокефалии украинской церкви произойдут в 2019 году, либо их придется ждать еще относительно долго, если вообще не до морковкиного заговенья.