Найти тему
Каталог

Каковы первые итоги революции в Армении? Что там вообще происходит?

Сегодня «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в российских госструктурах отписался о том, что действия новых армянских властей вызывают раздражение в Кремле (www.kommersant.ru/doc/3702250). Совсем скоро будет 100 дней новой власти в Ереване и Никол Пашинян уже анонсировал митинг 17 августа, на котором он планирует отчитаться за первые 100 дней нового правительства. Так что же там происходит в этой солнечной постсоветской Армении?

Прошло еще совсем немного времени с того момента, как вышедшие на улицы сотни тысяч армян смогли добиться смены власти в Армении. Для того, чтобы понять к чему конкретно это приведет еще слишком мало времени, однако самые первые итоги подвести уже можно.

Итак, краткая предыстория. Серж Саргсян, президент Армении с 2008 по 2018 год высидел максимально допустимый срок на этой должности и, решив сохранить власть в своих руках, загодя в 2015 году меняет Конституцию страны, передавая всю полноту власти парламенту и премьер-министру. При этом, в ходе реформы, Серж обещал не выдвигаться в премьеры. Но обещания своего не сдержал и руками послушного ему парламента назначил-таки себя премьер-министром.

Ход хороший, один российский президент-премьер бы оценил. Но вот граждане Армении не оценили. 14 апреля, почти сразу как стало известно о его намерении возглавить правительство страны на улицы вышли толпы людей. В итоге, многотысячные митинги уже 23 апреля вынудили его подать в отставку. Не помогли не посадки заметных оппозиционеров, в том числе тогдашнего депутата Никола Пашиняна, ни переговоры с тем же Пашиняном уже позже. На которых лидер протестующих заявил Саргсяну, что речь у них с ним может идти лишь об отставке последнего.

В итоге, победившей бархатной революцией было сформировано новое правительство. Очень молодое, но не без преемственности с предыдущим (по началу трое министров из прежнего кабинета были оставлены на своих постах).

Более подробный разбор происходящего в армянской политике и экономике мы представим завтра, а пока ограничимся несколькими важнейшими штрихами.

1. Смена власти прошла без слома юридической системы. Наоборот, закон в самом широком смысле начал соблюдаться. Об этом говорят, в том числе и случаи привлечения к уголовной ответственности ранее «неприкасаемых» лиц – в том числе близких и родственников президента Саргсяна и лично бывшего президента Кочеряна;

2. Правительство пока не устоялось в кадровом смысле и не совсем ясна дата проведения выборов в Национальное Собрание. Эти факторы повышают внутриполитическую мобильность в Армении. Выборы в национальный парламент особенно важны, так как он остался от «прежней власти», и расклад сил в нем сильно не соответствует изменившимся общественным реалиям. Формсально, в парламенте у Пашиняна меньшинство – всего 9 голосов. Но есть поддержка ситуативных союзников – блока Гагика Царукяна (31 голос) и «дашнаков» (7 голосов). У его главных оппонентов, республиканцев, осталось 50 мандатов. РПА (Республиканская партия Армении) в итоге проголосовала за Пашиняна как премьера, но ее лояльность не гарантирована.

3. Продолжаются процессы выдавливания из власти ставленников Сержа Саргсяна – главного оппонента нынешних «революционных» властей. Мэр Еревана Тарон Маргарян (РПА) ушел в отставку. Предстоят досрочные выборы в Совет старейшин (городской парламент, который в свою очередь избирает главу города). В итоге городская власть (а в Ереване живет треть всего населения страны) также в подвешенном состоянии.

4. Новая власть на деле показывает, что такое антикоррупционная политика. Знаковым шагом стало решение об аресте экс-президента Роберта Кочаряна и уголовном преследовании генсека ОДКБ Юрия Хачатурова. Эти решения вызывают раздражение в Кремле. Ранее, уже становилось известно и о том, что президент Беларуси Лукашенко лично звонил Пашиняну, прося за Кочеряна. Но в новой Армении закон важнее политики. По крайней мере пока.

5. Особо острый вопрос – карабахское урегулирование. Воспользовавшись ослаблением армянских властей, Азербайджан усилил военное давление на соседа. Это обострение проходит на фоне разворачивания Пашиняном широкого спектра внешнеполитических курсов: Армения начинает балансировать между НАТО и Россией. С одной стороны, новый премьер уже заявил, что Россия – стратегический и важнейший союзник Армении. И это факт, в условиях соседства последней с верным членом НАТО Турцией, с другой стороны, армянские власти не смогли добиться осуждения со стороны ОДКБ действий официального Баку или помешать сделке по поставке в Азербайджан комплексов противоракетной обороны из Беларуси. Всё это в совокупности создает сложную дипломатическую ситуацию в, и без того не стабильном, регионе.

Продолжение материала – смотрите завтра на канале «Каталоге» в Яндекс.Дзен.