Найти тему
Fashion Factory

Как марке эффективно вести SMM

Соцсети is a new black — грамотно выстроенный контент-план влияет на узнаваемость бренда, вовлекает читателя в диалог и помогает повысить продажи. Чтобы эффективно использовать этот инструмент в продвижении, нужно помнить о шести ролях SMM-менеджера. Их может все вести один человек или несколько.

Как найти сммщика, какое тестовое задание поможет выбрать лучшего кандидата, как оценить работу специалиста, что можно отдать на аутсорс и сколько все это стоит — расскажем о каждом из направлений.

1 – Стратег

Цели: понять, какую задачу бизнеса решают ваши социальные сети, исследовать целевую аудиторию и ее интересы. На основе этих данных стратег выстраивает контент-план.

Примеры целей продвижения в соцсетях, которые вам помогает достичь стратег:

1.Прямые продажи — через соцсети (запросы в комментариях и в Директе).
2. Формирование бренда — создание определенного имиджа с помощью соцсетей.
3. Увеличение продаж в интернет-магазине — переходы посетителей из соцсетей на сайт.
4. Отстройка от конкурентов — сформировать доверие, показать ценность продукта.

Как оценить работу: составленный контент-план отличается от конкурентов, он структурирован, сбалансирован по количеству рекламных и вовлекающих постов и учитывает все основные форматы контента, характерные для данной соцсети. Например, в контент-плане для Instagram есть «Истории» и прямые эфиры.

Делать самому или отдать на аутсорс? Роль стратега схожа с задачами основателя бизнеса — он должен хорошо знать рынок.

Если хотите разрабатывать контент-план самостоятельно, изучите конкурентов, найдите интересные иностранные аккаунты или аккаунты брендов смежной с вами тематики. Допустим, бьюти-сегмент — продукт отличается от вашего, но задачи схожи — выгодно показать продукт и повысить продажи. Оба варианта — отличные референсы для начала работы. Вы можете сначала просто «копировать» контент план — с вашей продукцией он будет не узнаваем. А в дальнейшем вы будете видеть реакцию аудитории на разные посты и корректировать этот план по себя.

Сколько стоит? Разработка стратегии в московском агентстве — от 30 000 рублей, ведение аккаунта на постоянной основе — от 50 000 рублей (цены везде гибкие, на них влияет кто будет делать фотоконтент, сколько у вас аккаунтов в разных сетях и тд). Консультации фрилансеров стоят по-разному: в среднем, от 3−5 тысяч рублей в час и от 10 000 рублей за готовую стратегию.

Тщательно изучите проекты в портфолио перед тем, как обратиться к фрилансеру. Проверьте:

Работал ли человек с похожим продуктом и с похожей ЦА?

1.В какие сроки проходило данное сотрудничество?
2. Как соискатель описывает результаты своей работы, чем гордится?
3. Тестовое задание: проанализировать вашу целевую аудиторию и составить контент-план.

2 – Дизайнер/фотограф

Цели: сформировать визуальный образ бренда. Дизайнер/фотограф непосредственно снимает фото-контент, либо обрабатывает готовые фото с ваших съемок, верстает афиши для акций и конкурсов.

Как оценить работу: снимок должен отвечать бизнес-задачам. Не важно, нравится ли лично вам данное фото — у всех разные эстетические представления. Важно, чтобы снимки нравились аудитории.

В маркетинге все нужно тестировать. Допустим, вам кажется, что фотография платья на белом фоне — это скучно. Или кажется, что реальные отзывы ваших покупателей визуально не привлекательны. Но, на самом деле, именно этот вариант нравится подписчикам и вызывает у них отклик: им понятно, как выглядит вещь, они видят в отзыве живые эмоции — это стимулирует продажи.

Желательно, чтобы фотограф был готов к экспериментам. Но не нужно резко менять стиль съемок: если вы снимали стритстайл, постепенно вводите лукбучные фото. И наоборот.

Классический вариант ведения аккаунта, обувной магазин Porta9

Делать самому или отдать на аутсорс? Если фото делает основатель, показывает стрит-стайл и красивые селфи, показывает процесс производства, рассказывает живые истории о себе и создании продукта — это помогает личному бренду и вызывает более живой отклик, чем сухие коммерческие фото. Но занимает слишком много времени.
Первый вариант — добавить данный функционал в работу продавцов шоу-рума. В течение рабочего дня всегда есть затишье, когда нет клиентов.
Второй вариант — проводить отдельные съемки для соцсетей. Это мини-серии по 10−20 снимков каждую неделю. Все зависит от бюджетов: можно ограничиться только моделью, или же подключить к работе стилиста, визажиста и профессионального фотографа.
Третий вариант — сотрудничество с блогером. Выбирайте стилиста или блогера, чей аккаунт вам нравится, и делегируйте работу над визуальным контентом. Блогер может делать фотографии в шоу-руме или же брать часть вещей домой. В последнем варианте есть риск потерять часть изделей или испортить.
Четвертый вариант — агентство на аутсорсе, где создание визуального контента входит в «абонемент». Таких очень мало и есть сложности с товарообменом между юрлицами, если вы будете отдавать часть вещей на неделю для съемок.

В аккаунте бренда RUSHEV один из видов контента — коллажи

Сколько стоит? Надбавка для сотрудников шоу-рума — для Москвы, в среднем, 10 000 — 15 000 рублей в месяц, за 30 фото в сети, по 1 фото в день.
Стоимость блогера зависит от его популярности — в среднем, для аккаунтов до 50 тыс. подписчиков — от 15 000 рублей. Фрилансеры могут выполнять разовые поручения с оплатой за единицу контента — например, верстка афиши — 500 рублей. Или можете верстать сами в недорогом сервисе canva.com.
Тестовое задание: сделать пару кадров для ваших соцсетей.

3 – Писатель

Цели: писать интересно и захватывающе, вовлекать читателя в диалог.
Как оценить работу: по стилистике постов — копирайтер не должен писать как в рекламном каталоге: сухо и банально. Никаких «платье из шерсти доступно в двух цветах». Только живой и яркий диалог с аудиторией.

Марка Oh,my выбрала необычный стиль: в их аккаунте можно встретить яркие описания — о платье: «Свободно от рукавов и предрассудков»

Самый главный критерий — вовлеченность аудитории. Все просто — учитываем количество лайков, репостов и комментариев. Данный показатель называется ER — индекс вовлеченности. Чтобы повысить ER, нужно работать над качеством контента. Это постоянные эксперименты с форматами, текстами, временем публикаций. Благодаря живым вопросам, ненавязчивым призывам к лайкам, опросам клиентов писатель может привлекать новую аудиторию.
Писатель должен анализировать, какой формат постов понравился аудитории, на что люди обратили внимание — например, нравятся ли им посты с призывом. Также необходимо прорабатывать весь негатив и реагировать на него в комментариях.
Менее очевидная функция — продажи. Текстовый контент должен подталкивать потенциальных покупателей к покупке, отрабатывать возражения и растить лояльность.
Простой пример: если подписчики часто задают вопросы о том, где купить вещь, куда звонить — стоит сделать отдельный пост и вынести информацию в шапку.

В аккаунте бренда SH«U повествование ведется от лица основателя марки — откровенный диалог с читателем.

Делать самому или отдать на аутсорс? Концепцию придется выбрать с самого начала: вы будете писать от себя лично или от лица компании. В дальнейшем, будет сложнее перейти с одной стратегии на другую.
Если пишите самостоятельно, отдавайте посты на редактирование фрилансерам или корректорам — тексты с опечатками или ошибками могут негативно сказаться на репутации вашего бренда.
Сколько стоит? Писателя удобно держать в команде, если у вас есть смм-щик на полную ставку. В этом случае, он будет вести и другие роли — стратега, возможно продажника и/или пиарщика или даже таргетолога. Зарплата такого сотрудника в Москве — от 40 000 до 80 000 рублей.
Работа фрилансера — от 5 000 до 20 000 рублей в месяц, найти профессионального копирайтера можно на
«Бирже Главреда». Работа корректора — от 200 рублей за 1000 знаков.
Тестовое задание: 2−3 описания любого платья.

4 – Продажник


Цели: отвечает на комментарии и сообщения в директе, касающиеся непосредственных продаж — например, «А сколько это стоит?».
Как оценить работу? Продажник должен оперативно реагировать и отвечать на вопросы клиентов, работать с возражениями, рассказывать о преимуществах — продать выбранную покупателем вещь.
Важно, чтобы продажник был готов круглосуточно отвечать на подобные комментарии от подписчиков и потенциальных клиентов. Если человек не получил ответ в течение часа, особенно в выходные и праздничные дни, он теряет интерес к покупке.
Делать самому или отдать на аутсорс? Эту роль невозможно отдать на аутсорс — продажнику нужно всегда держать руку на пульсе: знать о поступивших новинках, об изменениях в коллекциях, иметь доступ к базам. Эту роль может взять продавец в шоу-руме.
Сколько стоит? По договоренности.
Тестовое задание: смоделируйте ситуацию — подписчик оставил комментарий: «Есть ли такая модель платья в желтом цвете?». В желтом цвете — нет. Как вы будете действовать? Что ответите в комментарии, а что — в директе? Оценивайте Т З по уровню полезности ответа.


5 – Пиарщик


Цели: сделать так, чтобы о вас и вашем бренде узнали как можно больше людей через публикации в других аккаунтах, у блогеров.
Еще одна задача — улучшить имидж бренда через лидеров мнений. Если потенциальный покупатель доверяет селебрити, шанс на продажу возрастает: «О, эти платья носит даже Ирена Понарошку — я ей доверяю, надо тоже купить».
Как оценить работу? Основная задача — получить максимальный охват с минимальными денежными затратами и высокой эффективностью.
Блогеры по-прежнему помогают продавать одежду, хоть и менее эффективно чем пару лет назад.
Договориться можно по-разному: заплатить за рекламу, подарить вещь или дать ее на съемку, или найти какой-то общий интерес с этим блогером. Блогерам от 5 до 50 тыс. больше доверяют подписчики, у них меньше рекламы и они менее избалованы подарками. От 50 тыс. — скорее всего, людей будут привлекать или деньги или дорогие подарки.
В задачах PR-менеджера публикации в СМИ — работа с сервисом
Pressfeed и общение с журналистами напрямую. Критерий оценки — количество публикаций, рост числа подписчиков.
Также пиарщик обязательно работает с сервисами
Livedune и Popsters, анализирует аккаунты: смотрит, где живая аудитория, а где — боты и накрутки, общается в закрытых спецчатах, где обсуждается эффективность рекламных кампаний у того или иного блогера, следит за отзывами коллег.

У интернет-магазина Lamoda классический пример аккаунта в Instagram, но они часто делают коллаборации с модными блогерами.

Делать самому или отдать на аутсорс? Только на эту задачу сложно найти удаленного сотрудника не в штате. В идеале этим направлением занимается ваш штатный пиарщик.
Сколько стоит? По договоренности. В среднем, фиксированный оклад — от 25 000 рублей в месяц или же оплата по каждой поставленной задаче.
Важно: агентство включает в цену размещения у блогера дополнительную наценку. При этом, у агентства есть опыт работы с разными блогерами — знают, кто специализируется на продвижении fashion-брендов и у чьей аудитории больший интерес к миру моды.
Тестовое задание: подготовить список аккаунтов с вашей целевой аудиторией — блогеры, лидеры мнений, а также сформулировать коммерческое предложение по каждому из них.

6 – Таргетолог


Цели: занимается платной рекламой с целью расширения вашей аудитории. В этом смысле — схожие задачи с пиарщиком и менеджером по холодным звонкам. Главную задачу ставите вы: каков главный фокус — рост числа подписчиков в соцсетях или же повышение продаж.
Как оценить работу? Таргетолог детально изучает вашу целевую аудиторию, сегментирует ее на группы и разрабатывает стратегию платного продвижения для каждой из этих групп — анализирует, какие фотографии, картинки, текст цепляют ваших потенциальных покупателей.
Основные навыки — аналитический ум и креативное мышление. Объявления, которые размещает таргетолог, могут быть разными — от невероятного фото до странных текстов. Но важно, чтобы люди на него реагировали. Прямой результат — повышение реальных продаж.
Делать самому или отдать на аутсорс? Самому делать сложно — нужен таргетолог в штат. Можно отдавать на аутсорс, но всегда давайте доступ к своему рекламному кабинету, не соглашайтесь на аккаунт агентства или фрилансера — вы должны видеть бюджеты и работу таргетолога. Кроме того, вся статистика по проекту останется у вас.
Сколько стоит? Таргетолог в штат по Москве — от 50 000 до 100 000 рублей. Фрилансер — по договоренности, в группе VK «Церебро Таргет»есть ветка обсуждений, где таргетологи предлагают свои услуги.
Тестовое задание: тестовая рекламная кампания до 20 000 рублей, благодаря ей становится понятно, сможет ли таргетолог работать с вашей целевой аудиторией, понимает ли он продукт. Если не хотите сразу же тратить рекламные бюджеты, можете дать задание на создание креатива — 1−2 примера объявления.

5 основных советов по подбору SMM-специалиста


1. Делегируйте часть задач на аутсорс. Рынок SMM в зачаточном состоянии — невозможно найти идеально подходящего сммщика, который сможет работать по всем шести направлениям.
2. Изучите портфолио. Уточните, в какой период времени работал сммщик над тем или иным проектом и какие именно задачи выполнял. Так вы сможете увидеть конечный результат работы данного специалиста.
3. Делайте упор на визуальный контент. Все роли важны, но именно фотографии и иллюстрации формируют имидж бренда — журналисты и байеры, в первую очередь, оценивают вас по картинке.
4. Всегда давайте тестовое задание. ТЗ не обязательно должно быть объемным — важно увидеть, насколько кандидат понимает направление работы и концепцию бренда.
5. Просматривайте зарубежные аккаунты. Анализируйте лучшие примеры иностранных fashion-брендов — возможно, вдохновитесь какой-то необычной идеей и сможете придумать что-то новое и непривычное для российского рынка.
Только на первый взгляд все выглядит сложным. На самом деле разобраться в требованиях законодательства сможет даже начинающий дизайнер детской одежды. В следующей статье мы расскажем: как пройти оценку соответствия вашей продукции нормам безопасности и получить подтверждающие документы.
Статья подготовлена по материалам интервью с Анной Есаковой, курс
«Продвижение и PR Fashion-бизнеса».