Пожалуй, на русском юге место с самым большим количеством крышесносных пейзажей на гектар земли – Крым. Поэтому неудивительно, что именно здесь я познакомилась с потрясающим фотографом Михаилом Дреминым.
Екатерина: Расскажите про самое необычное место, где Вы фотографировали.
Михаил: Сложный вопрос! Самые дикие условия, экстрим – это когда холодно и далеко. Сразу вспомнить не могу. Я сам вгоняю себя в такие условия экстремальные, потому что надо как-то перезагрузку устраивать организму от обычного ритма жизни: я часто сижу дома и ничего не делаю неделями, месяцами, могу по нескольку дней не выходить из дома. Зато потом пойти куда-нибудь в тундру и там заблудиться в минус дикий.
В самых экстремальных условиях снимал, наверное, в Хибинах. Я ночевал на перевале, был немножко неумный в этот момент и не понимал, что перевал – самое ветреное место в горах. (Смеется). Ребята приехали, выкинули мои шмотки из багажника и уехали в гостиницу ночевать, а я остался в октябре в Хибинах. Темень, не ловит связь, но я ночью поснимал – красивенько, горы! Ночевать в горах одному – это интересно.
Екатерина: Какие места в планах на будущее? Где больше всего хотелось бы оказаться с камерой?
Михаил: Конечно, открываешь инстаграм, видишь там красивые фотографии со всего света… (Смеется). Пока в планах опять север, северное сияние еще хочется поснимать. Думаю, скоро поеду.
Екатерина: Русский север?
Михаил: Да. Я не люблю ничего загадывать, планировать, я как репортажник работаю по ситуации. Захотел – купил билет, через два часа сел в поезд, уехал и снимаешь что-то. Я обычно так делаю. Планировать у меня, к сожалению, плохо получается.
Екатерина: А видеосъемкой занимаетесь?
Михаил: Стараюсь не затрагивать эту тему. (Смеется). У меня есть хороший друг, он оператор, и при случае я просто прошу его помочь мне. И наоборот. Я знаю, как снимать, монтировать, со звуком работать. У меня есть база знаний, и при желании можно этим заняться. Еще интересен, кстати, операторский взгляд в фотографии. То есть, именно смотреть картинку хорошего кино, которое грамотно снято, и применять это в фотографии. Это выстреливает 100 процентов, всегда. Поэтому с операторами нужно дружить! (Смеется).
Екатерина: Какую фототехнику ты предпочитаете, если не секрет?
Михаил: На самом деле я снимаю на всё, что попадается под руку. У меня Nikon, для репортажей и пейзажей я его использую чаще всего. А если какие-нибудь портреты хочу поснимать, я беру опять же у своего товарища Canon 135-2 (объектив портретный) – им очень приятненько и мягенько снимать.
Зависит от задачи всегда. Иногда можно и на телефон снять, и это будет лучше, чем на камеру. Какой-нибудь красивый закат, например.
Екатерина: Кем Вы стали бы, если бы не сложилось с фотографией?
Михаил: Я даже не знаю. У меня хорошо получается продавать! (Смеется). Я думаю, что-то связанное с продажами зашло бы. Но себя я при этом не умею продавать, только какие-то вещи, рекламировать.
Екатерина: Я заметила, что в Крыму очень богатая фауна (сужу по насекомым). Вы фотографируете животных?
Михаил: Не знаю, я очень шумный, наверное… (Смеется). Я редко кого-то вижу здесь. Ко мне приходила лиса, когда я снимал маяк. Соответственно, камера стоит снимает два часа без остановки, и я с мисочкой – рис с тунцом себе сделал. Естественно, она пришла на запах. Мы друг на друга стоим и смотрим, я потянулся за телефоном, и она сразу исчезла в один миг.
Екатерина: Так и не попробовав тунца с рисом…
Михаил: Нет, ну я-то поел! (Смеется). Очень пушистая, в хорошем состоянии – удивительно. Ну кого еще… Хорька я видел дикого, но не снял. (Смеется). На самом деле, стараюсь избегать встречи с животными и аборигенами, если куда-то иду, в глушь какую-то – потому что это безопасность.
Екатерина: А аборигены чем опасны?
Михаил: В Карелии, например, есть глухие деревни, где приезжает автолавка раз в две недели и продает там половину алкоголя, половину хлеба. Соответственно, чем занимается местное население? Пьет. Лучше с ними не пересекаться. У меня много дорогой аппаратуры, так что это неклёво. Стараюсь не вляпываться в ситуации с людьми. (Смеется).
Екатерина: Но свою собаку фотографируете (если продолжать тему животных)?
Михаил: Ну, собаку – да. Но я не могу назвать это фотографированием животных. (Смеется).
Екатерина: Что самое трудное в профессии фотографа?
Михаил: Ждать. (Смеется). Я ненавижу ждать, я нетерпеливый, и когда на каком-нибудь событии, мероприятии ждешь нужно несколько часов сидеть просто и ничего не делать. Я так не могу. Вообще не могу сидеть на одном месте. Я даже пробовал работать в офисе какое-то время, и это адская пытка была.
Екатерина: А в офисе Вы кем работали?
Михаил: В фотопрокате. Работал за всех: и механиком с аппаратурой киношной, и менеджерам помогал, и раскручивал прокат. Проект крутой, взлетел. Но я пошел дальше! (Смеется).
Екатерина: Расскажите, какого Вы мнения о фотосессиях на заказ. Съемки свадеб и подобных мероприятий – это вообще творчество или нет?
Михаил: Я считаю, что аналогию можно провести с работой таксиста. Бомбить, называется. Люди делают красивое портфолио один раз, а потом снимают всё то же самое под копирку. Тек, кто снимает интересные красивые вещи – их единицы, и ценник у них, как правило, дикий. Но для этого нужно видеть все эти вещи. Мне, например, не дано. Мероприятие я сниму, но в репортажном стиле, не в творческом. Я зафиксирую, как есть. Если задача организаторов той же свадьбы – сделать всё круто, я в полной мере передам всё это. Иначе – увы. Но у нас, к сожалению, такое редко бывает!
Екатерина: Есть ли у Вас специальное образование в сфере фотографии? И насколько оно вообще нужно?
Михаил: Я не знаю ни одного фотографа, у которого журналистское образование или связанное с фотографией. Один военный, другой врач, третий стоматолог. Такой сюр! То есть, либо кто-то упорством к этому пришел, повторял, грубо говоря, учился сам, хотел. Либо человеку дано, как некоторые – они не понимают, как работает та или иная функция камеры, но они просто видят. В моем случае это просто технически совершенные снимки в какой-то мере, всё просчитано. Какие-то вещи я вижу, конечно же – со временем научился, опыт есть.
Екатерина: В России вообще есть какие-нибудь образовательные учреждения для фотографов?
Михаил: Я не знаю, честно. Всё, что я вижу, что на поверхности всплывает везде – это реально только развод населения на деньги. Невозможно научить человека, если ему это неинтересно. Если ему интересно, он сам научится всему, это не настолько сложная вещь. Вся информация есть банально в интернете, даже не нужно ни одной книжки покупать!
Я нигде не учился вообще, я общался с людьми. Наверное, помогли мне стартануть две вещи. Когда-то давно были блоги на li.ru, там было сообщество начинающих фотографов – одного возраста практически все ребята, после школы или школьники (и такие были). Мы гуляли вместе, что-то фотографировали, лазали на заброшки, на крыши и, грубо говоря, учились снимать. А потом сравнивали, кто круче. Это было интересно, это было соревнование, и за счет этого уровень рос. Ну и плюс я брал себе сложные съемки, чтобы чувство ответственности меня поднимало в плане уровня. Это было круто: ты задираешь ценник, на тебя надежды большие. Сам себе вызов бросал. И это сработало!
Екатерина: А из литературы по фотографии что Вы могли бы посоветовать?
Михаил: Я ничего не читал. (Смеется). Я знаю сайт, адрес точно не помню, называется «Художественный элемент», как-то так (Прим. ред: http://photo-element.ru). Там просто подборки статей, и они достаточно человеческим языком написаны. Причем статьи крутых фотографов есть, у которых свой взгляд, так скажем.
Екатерина: Цифровые технологии дают возможность буквально каждому заниматься фотографией. Как можно пробиться сквозь массу доморощенных фотографов?
Михаил: Сначала я снимал всё подряд, брался за всё. Потом всё-таки увидел баланс – где много народу, а где меньше. Не сказать, чтобы я пошел в самую малочисленную группу, но я стал снимать заводы. Промышленный репортаж очень мало кто у нас в стране снимает. И это интересно – посмотреть своими глазами на все эти железки. Мальчику прям очень круто! Минутка сексизма… (Смеется). Огромные машины – это впечатляет, это интересно, и хочется красиво передать. Ну и попутно всякие репортажные съемки стал брать. Как-то само сложилось.
Но я думаю, надо сначала пробовать всё и смотреть, что у тебя пойдет. И там уже тогда налегать. И никогда не ставить себя ниже, чем кто-либо другой. У меня вот нет авторитетов в работе, например. С высшими чинами нашей страны я веду себя так же спокойно, как и с вами общаюсь. Я не буду думать: «О! Это же Путин!» – такой же человек, как и мы все. Такой же живой. Это мне, наверное, помогло. Люди чувствуют это. Я думаю, надо быть просто уверенным в себе, и тогда всё получится! Соответственно, если есть база за плечами какая-то. Почитать можно, поучиться – и всё, и вперед!
Екатерина: Вы сказали, что есть какие-то более и менее многочисленные направления в фотографии. Какие это жанры? Где меньше, а где больше конкуренция?
Михаил: Ну если брать за то, что платят, то самая многочисленная – это, конечно, портретисты, студийщики. Их просто как грязи. Свадебщики. Репортажников тоже много, но именно профессионалов в России порядка трех тысяч человек всего. Именно тех, кто «в тусовке». Даже не в России, а русскоязычных, скажем. Свадебщиков вообще просто жесть! Заходишь на mywed и видишь тысячи.
Малочисленные… Даже не знаю, их не видно. (Смеется). Очень сложно говорить о тех, кого не видишь. Можно подумать, конечно… Думаю, кто снимает диких животных. Их очень мало, и они часто погибают, к сожалению. Потому что они снимают всяких белых медведей в совершенно диких местах. Их, наверное, меньше всего.
Екатерина: Спасибо большое за интересную беседу!
Михаил: Пожалуйста!
Не забывайте лайкать статьи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)
Еще больше фотографий Михаила Дремина смотрите в арт-блоге PaintingRussia!