Цены на бензин в России снова бьют рекорды. Стоило нам только привыкнуть к бензину по 42 рубля, как вдруг мы узнаем, что к концу года за литр горючего придется выложить уже 50 рублей. Давайте разбираться.
Как заявил начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин, причиной роста цен стала «реакция трейдеров», и для стабилизации рынка недостающие объемы будут перенаправлены с других НПЗ Центральной России, а также Омского НПЗ «Газпром нефти».
Между тем, аналитики отмечают, что ситуация с сокращением предложения бензина выгодна нефтяным компаниям. Из-за этой встряски производители могут быстрее реализовать эффект от роста мировых цен на нефть и, соответственно, экспортных цен на бензин, не дожидаясь фактического перенаправления бензина на экспорт.
Есть еще момент. В октябре стало известно, что правительство РФ приняло решение о повышении акцизов на автомобильное топливо на один рубль в 2018 году. Акциз будет поднят в два этапа — по 50 копеек за литр к стоимости бензина добавят с 1 января и с 1 июля 2018 года.
В итоге цена бензина, считают они, — причем при отсутствии шоков на нефтяном рынке — может подобраться к 41−45 рублям за литр. А в некоторых регионах РФ способна дойти до 47−50 рублей.
Все это позволяет предположить: проблемы на Московском НПЗ действительно стали для производителей «горючки» удобным предлогом, чтобы приблизить «золотое время». И далеко не факт, что государство вмешается в ситуацию, и станет регулировать цены на топливо в ручном режиме.
Летом этого года, на встрече с работниками Лебединского горно-обогатительного комбината, президент РФ Владимир Путин уже объяснял, почему в нефтедобывающей России цены на бензин растут. По его словам, «ни в коем случае нельзя позволять производителям, продавцам и посредникам задирать цены». «Но искусственно занижать их тоже нецелесообразно и даже вредно в конечном итоге для экономики в целом», — подчеркнул тогда глава государства.
Что на деле происходит с ценами на бензин, как скажется их рост на отечественной экономике?
— Рынок нефтепродуктов в России — это абсолютно монополистический сегмент, где игроков очень немного, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Если бы этот сегмент был рыночным, мы бы периодически наблюдали снижение цен на бензин. В действительности этого никогда не происходит. Поэтому сбой в работе Московского НПЗ — лишь повод, чтобы в очередной раз поднять цены. И я готов биться об заклад: когда установка каталитического крекинга снова заработает, никакого снижения цен мы, скорее всего, не увидим.
В целом, на отечественном рынке нефтепродуктов господствуют две тенденции, которые игнорируют все остальное. Первая — постоянное повышение цен на бензин, потому что так можно. А можно потому, что сила участников, контролирующих рынок бензина, выше, чем рыночная сила потребителей. И ФАС банально не имеет необходимого влияния, чтобы изменить эту ситуацию.
Вторая тенденция смыкается с первой — это повышение акцизов на бензин. И если у правительства РФ в перспективе снова возникнут проблемы с бюджетом (а они, на мой взгляд, неизбежно возникнут), акцизы на бензин, вполне вероятно, будут дополнительно увеличены. Дело в том, что акцизы — очень легкий налог, с точки зрения его взимания. И получение акцизов на бензин не составляет для кабмина ровно никакого труда.
К тому же бюджетная ситуация в России становится все хуже, и повышение других налогов проблематично. Поэтому доля акциза в цене на бензин будет и дальше повышаться.
В итоге получается, что интересы производителей бензина совпадают с интересами правительства. Первым выгодно поднять цены на топливо, чтобы получить больше прибыли, вторым — чтобы получить больше налоговых поступлений в бюджет.
При этом механизмов противодействия двум этим тенденциям в России просто нет. Да, цены на бензин временами замирают на одном уровне. Но едва возникает малейшая возможность поднять планку — повод находится, и цены снова растут.
— Нынешнее повышение цен на бензин некоторые аналитики объясняют тем, что мировые цены на нефть растут. Это похоже на правду?
— Так говорят аналитики, близкие к правительственным кругам. Но и когда цены на нефть будут падать, а цены на бензин останутся прежними, эти аналитики будут объяснять, что это правильно. Что никак невозможно снизить цены на внутреннем рынке, поскольку у нефтедобывающих компаний упали доходы, и они не могут работать себе в убыток.
Как в реальности влияет на экономику рост цен на бензин? Подорожание топлива «в целом для экономики», как говорит наш президент, — это хорошо или плохо?
— Подорожание бензина всегда идет во вред экономике. Напомню, что цена топлива заложена во всех перевозках, плюс в тарифах на энергию. Это значит, что цена на бензин присутствует в цене всех без исключения товаров и услуг.
По сути, повышение цен на бензин является фактором, который разгоняет инфляцию. В России, правда, инфляционные процессы оказались подавленными резким падение реальных доходов населения за последние несколько лет. Но сегодня Банк России предупреждает: настанет момент, когда инфляция пойдет вверх. Именно потому, что бюджет будет всеми способами пытаться получить больше налогов, а компании, которые эти налоги уплачивают, будут пытаться скомпенсировать потери за счет потребителя.
Рост цен на бензин может оказаться катализатором этих процессов, поскольку прямо влияет на затраты на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве.
В конце концов, по мере удорожания топлива, большая часть экономики РФ вообще перестанет развиваться. В выигрыше останется лишь небольшая часть экономики, связанная с крупнейшими госкомпаниями. Но эти компании, замечу, остаются в выигрыше всегда — просто потому, что имеют возможность делать все, что им вздумается. Например, задирать цены на бензин до небес.