SJ-Club
— Валерий, Вы мультиинструменталист, но есть ли предпочтения? Звук каких солирующих инструментов самый красивый? Какие любимые марки можете посоветовать?
Valeriy Stepanov
— Предпочтений как таковых нет. Люблю все инструменты. А как можно не любить? Это как любить все свои конечности, но не любить только средний палец на правой ноге, например. Или ещё что-нибудь. Что касается марок – это тоже вопрос индивидуальный. Каждый выбирает то, из чего он может извлечь то, что ему нужно. Поверьте мне, не бывает плохих инструментов вообще. Сколько раз я слыша от разных музыкантов, что им не нравится тот или иной инструмент, в то время как они даже не попытались из него извлечь что-то стоящее. Такие музыканты надеются, что им поднесут на блюдечке готовый инструмент с теми звуками, которые им нужны, и этими звуками их с ложки покормят. А этого не будет никогда.
SJ-Club
— Какой инструмент Вы освоили самым первым, какой – самым последним? Менялись ли предпочтения со временем?
Valeriy Stepanov
— Фортепиано было первым инструментом. Последними можно назвать все остальные, которыми я владею. Да и кто сказал, что они последние.
SJ-Club
— Когда Вам больше всего нравится записывать музыку? Когда она лучше ощущается? Утром, вечером? Время года?
Valeriy Stepanov
— Музыка пишется всегда, ощущается всегда, беспрерывно. Время дня или года здесь вовсе не причина, из-за которой те или иные идеи выливаются в музыку. Они, скорее всего, как дополнение, для поддержания настроения. В целом, какую бы разную музыку я не писал, она содержит единый лейтмотив, о котором можно целую книгу написать. Поэтому об этом потом.
SJ-Club
— С момента выхода New Beginnings прошло полтора года, можно уже подвести некоторые итоги. Поздравляем с настоящим успехом! Валерий Степанов соседствует в чартах с Al Jarreau и другими легендами! Каково Вам ощущать себя первым smooth jazz музыкантом из России с мировым именем? Вы осознаете, что Вы первопроходец?
Valeriy Stepanov
— Спасибо за поздравление. Есть некое осознание, конечно. Я не циклюсь на этом.
SJ-Club
— Альбом так называется, потому что это новая веха?
Valeriy Stepanov
— Да, в целом это новый период для меня.
SJ-Club
— Валерий, откройте секрет, в каком парке была та самая прогулка, которая дала имя третьему треку с альбома?
Valeriy Stepanov
— Я вообще с Крыма возвращался, когда эта мелодия пришла в голову. В целом вещь похожа на прогулку в летнем парке. А так - представляйте любой парк, какой вздумается.
SJ-Club
— Кто играет на саксофоне в композиции In Common?
Valeriy Stepanov
— В In Common на саксофоне играет Андрей Чмут.
SJ-Club
— Что Вы посоветуете начинающим музыкантам из русскоговорящей части мира? Есть ли возможность заявить о себе миру, минуя американские лейблы, или есть свои законы индустрии? У Вас был опыт до Skytown Records - VSAK 6.
Valeriy Stepanov
— Совет это очень хитрая штука. Я стараюсь их не давать. Ну, если спрашивают что-то конкретное, и мне есть что сказать, то я могу дать совет. Но на тему советов у небезызвестной группы А’Студио (тогда они назывались Алмата) есть песня из далёкого 1988-го года под названием «Кто ждёт совета». Послушайте её, она будет ответом на вопрос о советах. Кстати и песня сама по себе классная.
SJ-Club
— Сперва было знакомство с U Nam, затем идея записаться на его студии, или наоборот?
Valeriy Stepanov
— U написал мне однажды, где-то незадолго до того, как мы с украинскими ребятами записали наш бомбардированный The Chiken. Он тогда написал, что был бы очень рад, если я сыграю на клавишах у него на альбоме. После того, как я записал клавиши в его трек Plus de Funk! с его альбома Surface Level, он предложил мне выпустить свой альбом на его лейбле. U чувствовал, что у меня где-то в запасе есть много smooth jazz’овых треков для альбома (так и было). Как-то он догадывался об этом, в то время, как у меня на моем YouTube канале были видео почти только с фьюжном. Таким образом, я начал работать над новой музыкой и в апреле сего года дебютный альбом вышел.
SJ-Club
— U Nam приезжал в Россию?
Valeriy Stepanov
— Да, он приезжал в Россию. Он так же работал в студийном формате и со звёздами российского шоу-бизнеса.
SJ-Club
— Будет ли продолжение истории со Skytown Records, или контракт был только на один альбом?
Valeriy Stepanov
— Да, продолжение будет и я вовсю работаю над новой музыкой. Плюс, ко всему прочему, я являюсь саунд продюсером нескольких треков для дебютного альбома ещё одного нового артиста Skytown Records. Сотрудничество продолжается.
SJ-Club
— Когда нам ждать новинок? Есть ли плановая дата релиза?
Valeriy Stepanov
— Планируется релиз сингла на январь, февраль. Это будет трек из New Beginnings, который будет представлен в нескольких версиях и возможно я его пересведу. Так же планируются новинки на лето или конец весны, там уже будет выпускаться DVD одного моего живого концерта, который пока ещё никто не видел.
SJ-Club
— В работе с иностранцами есть какая-то специфика? У Била Мюррея был целый фильм Lost in Translation.
Valeriy Stepanov
— Вот этот самый Lost In Translation часто присутствует. Иностранцы очень хорошо понимают такое явление как language barrier. Это когда даже хорошо владея иностранным языком и плотно разговаривая на нём, ты, всё равно, не можешь понять некоторых вещей ввиду того что вы - люди разных стран. Даже не в менталитете дело. Этот language barrier проходит, я думаю, когда ты попадаешь в среду людей говорящих исключительно на иностранном языке. Так или иначе приходит адаптироваться.
SJ-Club
— Насколько выгодно продавать альбомы через Amazon, iTunes, Google Play? Остается ли хоть что-то музыканту?
Valeriy Stepanov
— Выгодно продавать на Amazon, iTunes, Google Play, CD Baby. Да, на этих платформах берут с тебя какие-то проценты, как и на лейбле, но это нормально. Плюс лейбла в таких случаях в том, что лейбл занимается постоянным промоушном тебя как артиста и твоей пластинки. А когда ты выкладываешь в тот же iTunes свою музыку сам, без помощи лейбла, то всё это ненадолго. Во времена едва появившегося телевидения и радио единственной возможностью стать известным было обратиться в лейбл и подписать с ним контракт. Так делали вообще все в то время. А сейчас есть много способов стать известным, но во времена виртуальной реальности есть опасность обрести и виртуальную известность. Поэтому возможность иметь контракт с лейблом это вовсе не устаревшая, как многие считают, а по сей день самая адекватная возможность заиметь реальную, а не виртуальную популярность. А вот совершенно не выгоден стриминг. Это Apple Music, Deezer, Spotify и прочее. Да, безусловно он удобен для потребителя, но не выгоден для музыканта/артиста, так как там почти нет выплаты. Она почти нулевая. В прямом смысле. Я и сам отказался, как потребитель, от Apple Music, а Deezer и Spotify у меня вообще никогда не было. Я надеюсь, потребители последуют моему примеру. Выгода/невыгода здесь и от потребителей зависит. Есть люди, которые засоряют речку окурками, объедкам, пакетами, бутылками и, тем самым, подают пример остальным. А есть те, кто не сделает этого, даже увидев, что кто-то кидает окурок в уже и без того загаженную речку. И в истории с продажей музыки то же самое: у кого-то нет совести и он заходит на ruTracker и качает альбом в худшем варианте mp3, зато, на халяву. В то время как этот альбом есть в продаже на CD, в котором есть не только музыка, но её истинное качество и индивидуально оформленный буклет с информацией об альбоме. И кто-то, может быть, скажет, мол, а что делать тем, у кого нет возможности купить. Чушь. Нет возможности только от нежелания поощрять достойный труд артистов, музыкантов, певцов, инструменталистов, людей творческих. А ведь СD может стоит максимум 1500 рублей. Копейки. Но хорошо, кто-то скажет, что CD никто сейчас не слушает, но я отвечу, что, во-первых, ещё как слушают, а во-вторых, на iTunes альбомы стоят по 99 р. Смешные цены, друзья.
SJ-Club
— Да, на фоне проезда в метро за 56 рублей и шоколадки за 100 рублей, цена вряд ли выглядит внушительной. Видимо, вопрос культуры? А сколько стоит записать альбом, чтобы люди понимали, что это не бесплатно?
Valeriy Stepanov
— Предположим, есть музыкант, который играет, скажем, на гитаре, но это всё, что он умеет делать. Да, он может иметь видение того, что он хочет по аранжировкам, но технически он не знает, как это сделать, тем более, что гитара - это гитара, на ней полноценных клавишных, струнных и прочих звуков не извлечёшь с какой бы то ни было примочкой. И вот, он тратится на человека, который делает ему аранжировки. В среднем аранжировка одной композиции стоит 1000 USD, ну и, представим, что аранжировку этому гитаристу сделает какой-нибудь его знакомый и, ввиду знакомства, он ему сделает скидку. А поскольку мы говорим об альбоме, а это в среднем 10 вещей, то, при скидке в 50%, это выльется в 5000 USD. Ну пускай будет 4000-5000 USD. Разные, ведь, бывают ситуации, кто-то и дешевле делает аранжировки, чем 1000 USD. Далее, каждый трек нужно сводить и мастерить. Сведение за весь альбом выйдет 1000- 1500 USD. Мастеринг всего альбома стоит в пределах 500 USD. Вот и считайте. Можно добавить ещё некоторое количество посещений студии, на которой нет-нет, да записываются живые барабаны, гитара (в тех случаях, когда необходимы живые инструменты). В моём случае намного проще. Я сам себя музыкально продюсирую, сам себе смогу сделать аранжировку, сам занимаюсь сведением - я фанат сведения, просто обожаю этим заниматься, реально одержимый. Но это только в том случае, если мне нравится материал, который я свожу. Помимо этого, на многих живых инструментах сам сыграю партии. В общем, мне намного проще.
SJ-Club
— Кто из современных smooth jazz музыкантов самый недооцененный?
Valeriy Stepanov
— Таких много.
SJ-Club
— А кто - самый переоцененный?
Valeriy Stepanov
SJ-Club
— В нашем клубе много подписчиков из Украины, Белоруссии, Казахстана и других соседей бывшего СССР. Есть ли какая-то причина, почему у ребят из этих стран получается играть smooth jazz, а в России за редким, но очень приятным исключением, музыкантов почти нет?
Valeriy Stepanov
— Да, есть такая тенденция. Возможно это связано с почитанием своей национальной культуры, как это ни странно для многих могло бы звучать, Грузия, Армения, Украина, Казахстан - в этих странах с отношением к собственной национальной культуре, музыкальной, и не только, всё намного лучше. Это помогает, как мне кажется, хорошо чувствовать и другую музыку. У нас такое явление, как любовь своей культуры очень сильно хромает, но не скажу, что отсутствует полностью. Есть та толика населения нашей необъятной страны, которая любит русскую культуру в любых её проявлениях и относится к ней с истинным интересом и любовью, а не к чему-то непонятному, стран- ному, древнему, вымершему и якобы неактуальному. Любой иностранец, попадая не в свою страну, задаёт вопрос: «а что есть именно у вас?». Многим странам есть что ответить на этот вопрос и ответить весьма развёрнуто, с гордостью. И в нашей стране есть кому и что ответить на этот вопрос, так же горделиво, но у нас на этот вопрос отвечают почему-то немножечко не те люди.
SJ-Club
— Есть ли любимые альбомы, которые хочется переслушивать?
Valeriy Stepanov
— Herbie Hancock - Man-Child, Dave Weckl - все альбомы, Michael Jackson - Bad и Dangerous (в прочем, и остальные его альбомы тоже), живой концерт Оскара Питерсона в Париже в 1978 году. Кита Джарретта сольного могу без конца слушать… Много всего можно перечислять. Как правило это все те альбомы, что я слушал в детстве и подростком. Среди новой музыки таких альбомов нет.
SJ-Club
— На чем любите слушать музыку?
Valeriy Stepanov
— На кассетах, но это удаётся сделать только летом. А так, слушаю музыку как и все.
SJ-Club
— Как Вы относитесь к тому, чтобы Вашу музыку играли в лифтах, супермаркетах, салонах красоты, как нередко бывает легким джазом?
Valeriy Stepanov
— Однажды я уже натыкался на такое. Было приятно.
SJ-Club
— Расскажите о коллегах, с кем сейчас выступаете? На афишах анонсируют «Квартет Валерия Степанова». Весьма впечатляет видео с Аркадием Корневым, где он играет на бас гитаре и ударных одновременно!
Valeriy Stepanov
— Аркадий – прекрасный барабанщик и на басу играет здорово! Прибедняется, правда. Я всегда выбираю музыкантов, которые соответствуют той музыке, которую я пишу. Причём не обязательно, что эти музыканты супер профессионалы, технари и так далее. Конечно же, любая авторская музыка звучит идеально, когда её исполняет сам автор совершенно один, если у него есть такая возможность. У меня такая возможность есть и я почти придумал, как это сделать.
SJ-Club
— Когда и где ожидаются Ваши ближайшие концерты?
Valeriy Stepanov
— В клубе Алексея Козлова концерты будут в январе, марте и мае.
SJ-Club
— Вернемся к основному лейтмотиву Вашего творчества. Вы, образно, пишете одну книгу?
Valeriy Stepanov
— Да, мне нравится передавать эти настроения из прошлой жизни. Из детства. Все мелочи, что с ним связано. В целом можно сказать, что моё творчество очень ностальгично. С моим другом виолончелистом Севой мы постоянно вспоминаем о том, что, например, было в этот самый день год назад и возникает ощущение, что это было не год, а 10 лет назад. И сразу же звучит музыка. Та самая музыка, моя музыка. Однажды, слушая одну песню Майкла Джексона, я начал вспоминать что-то из детства, то, что я бы не вспомнил, не слушая эту песню. И меня осенила мысль, а почему бы не создавать такую музыку, вызывающую те же эмоции, что и эта песня Майкла! Это ведь больше, чем просто звуки. Это важнее, чем быть в тренде, если ты человек искусства. И я стал создавать такую музыку, помогающую вырвать из памяти людей такие воспоминания, о которых они, без прослушивания моей музыки, не вспомнили бы. Сотни людей с разных стран мира, в том числе из России, мне пишут слова благодарности за творчество и я почти уверен, что это всё благодаря тому, что через мою музыку они сумели вспомнить то, о чём забыли, а вспомнив - испытали невероятные эмоции! Вот, поэтому, я создаю по сей день такую музыку!
SJ-Club
— Валерий, огромное спасибо за интервью! Всяческих Вам успехов и покорения новых вершин! С нетерпением ждем новых работ и новой встречи!
Valeriy Stepanov
— Спасибо большое за поздравления! И за интересные вопросы тоже спасибо. Было увлекательно! Удачи!
Подписывайтесь на наш радиоканал и ловите приятные волны мягкого джаза: radio.yandex.ru/user/SmoothJazzClub