Пообщались с Глебом Калмыковым, который сначала работал редактором барных квизов, а потом стал писать сценарии для детских мастерских. Как можно прийти в эти профессии и какие в них существуют тонкости.
Вы работали редактором барных квизов. Почему когда-то вы решили этим заниматься?
Я играл в квизы и спортивный ЧГК, смотрел телевизионный ЧГК, ушел с работы, увидел вакансию и справился с тестовым заданием. Так все и получилось.
Вам нравится, как эта профессия выглядит в России?
Не уверен, что где-то, кроме России, эта профессия могла бы появиться вообще, — наше все, «Что? Где? Когда?», не приживается за пределами СНГ. В Штатах квизы — это викторины типа «Своей игры»: на эрудицию и конкретные знания. В Москве в такое играет только один квиз, и это как-то не особо интересно, если честно.
Это была ваша основная работа?
Основная, хотя вначале я планировал оптимизировать ее так, чтобы можно было заниматься сценариями. Получалось не очень, работа занимала все время.
Главная моя задача как редактора была в том, чтобы сделать пакет вопросов разнообразным. И никакой автор не может сделать больше одного разнообразного пакета подряд. Какие-то темы ему ближе, вопросы одного типа интереснее, музыка нравится больше. В пакете может быть хоть треть вопросов о спорте, но после игры у человека не должно складываться ощущение, что «спортивная какая-то игра получилась».
(с) Katyakhripunova.livejournal.com
Какое у вас образование?
У меня нет никакого специального образования. Сначала я работал в графическом дизайне. Затем ушел в тексты и сюжеты, потому что наконец нашел, где применить свое воображение. Мне было интересно наблюдать за зарождающейся профессией, в которой пока нет никаких стандартов, цеховых правил и традиций. В квизах почти так же. Два этих направления популярны и приносят деньги, этому увлечению пару лет, можно строить работу как хочется, и это здорово.
Есть ли у вас какой-либо пример для подражания в профессии, образец?
Образец, конечно, есть, но не персонифицированный. Это телевизионная версия ЧГК. Вопросы там подбираются не просто интересные и сложные (как в спортивном, а потому совсем не коммерческом ЧГК), но интересные зрителю. Ворошилов придумал шоу, где люди могут почувствовать себя интеллектуалами, в квизах такая же штука. Ты не просто приходишь выпить пива с друзьями после работы, ты еще и доказываешь остальным, какой ты умный и сообразительный. Ведь каждый из нас хочет проявить себя в чем-то.
Какие эмоции вы испытывали от этой работы?
Когда редактируешь пакет вопросов, самый кайф собирать из хорошего материала отличный вопрос: одновременно и познавательный (игрок: «Ничего себе, я такого не знал!»), и сложно раскручиваемый (на два-три логических шага). С авторами, правда, я не был в близких, душевных отношениях — большинство их я и в глаза никогда не видел, и общение происходило только по делу.
А вот на самой игре в апелляционной комиссии разгорались постоянные споры о формулировках, логике, схожим вопросам и так далее. Команды отправляли самого разговорчивого и злого (в хорошем смысле) человека, и с ними всегда было интересно.
Можете рассказать что-то смешное, курьезные случаи, которые происходили с вами?
Самый нелепый курьез на работе был, когда мы два раза выдавали саундтрек из «Реквиема по мечте» за авторство Моцарта. Оба раза в зале находилось несколько людей с музыкальным образованием, которые указали на нашу безграмотность.
(с) Youtube.com
Сейчас вы пишете сценарии для детских мастерских. Как пришли к этому?
Так вышло, что именно квизы оказались «глотком воздуха» между написанием сценариев. Сейчас я рассказываю детям до 14 лет о взрослых профессиях (дипломат, инженер, археолог и пр.) в игровой форме и за полчаса.
Это «промежуточный» этап? Кем вы видите себя через 10 лет?
Моя профессия — добавлять сюжет и геймплей к чему угодно. Думаю, таких задач на мой век хватит, а что конкретно это будет за организация, не так важно.
Беседовала Евгения Сахно