На войсковом стрельбище Помсен в ГСВГ стреляли из штатного оружия мотострелкового полка: БМП, РПГ, АК, РПК, СВД, ПК (ПКМ) и пистолет; а также метали боевые гранаты, в том числе и противотанковые.
Директриса БМП - это три дорожки и плюс огневой городок боевых машин, которые были установлены на специальных качалках, имитирующих движение машины. С качалок стреляли пулькой, то есть имитировали выстрел из пушки трассирующей пулей, а на дорожках стреляли чаще всего штатным инертным выстрелом. Боевые кумулятивные снаряды использовали редко, для этого мишени «Танк» ставили «на вкоп» и подальше от дорожек.
И если мотострелковый полк прибывал на свое родное стрельбище строго по графику, утвёрждённому командиром полка, то десантники из Лейпцига выступал в роли просителя и вклинивался в стрельбу пехоты. Многие офицеры десантуры и пехоты были знакомы с друг – другом и всегда расходились по-братски, договариваясь стрелять через смену. Иногда смены путались, бойцы дружественных родов войск сходились чуть ли не в рукопашную, офицеры орали матом, и в этом споре начальнику стрельбища, прапорщику Кантемирову со своим журналом расписания стрельб приходилось быть арбитром и миротворцем. Арбитра вместе с его журналом периодически и с двух сторон посылали куда подальше, а стрельба продолжалась. На полигоне грохот выстрелов периодически заглушал ругань, мат и смех стреляющих, а ветром повсюду разносилась пыль от БМП и БМД. Смех и мат бойцов всегда были верным признаком здоровой армии!
Обычно Отдельный Десантно-штурмовой батальон (ОДШБ), да и все войска ГСВГ по дорогам Германии старались передвигать ночью: и секретность какая-никакая, и автомобилей меньше на дорогах. Меньше было проблем, так как только выдвижение на учения танковой колонны одной дивизии перекрывало движение транспорта на несколько часов, а вонючий выхлоп солярки ещё долго стоял в близлежащих немецких поселениях.
Предполагалось, что ОДШБ будут использовать в интересах армий. На учениях десантники ГСВГ также отрабатывали захват ракетных баз. В боевой обстановке все батальоны должны были отбыть для охраны штабов своих армий. Видимо, оттуда их и предполагалось направлять на конкретные боевые задания. Первоначально все десантники ходили с красными погонами, и только с 1985 года их стали переодевать в форму ВДВ, но тельняшки и береты так и не выдали. И если у офицеров и прапорщиков были свои тельники и береты с прежних мест службы, то десантникам-срочникам ГСВГ под дембель приходилось выкручиваться самим. Какой же ты дембель ВДВ без тельника и берета? И если лейпцигский ОДШБ становился лагерем на полигоне Помсен, то начальник этого полигона обязательно переезжал в казарму стрельбища, в свой отдельный домик на постоянное место жительства. Сам себя переводил на казарменное положение. Контроль и ещё раз – контроль!
И если вы предполагаете, что десантники после ночного марша, дневной и ночной стрельбы будут мирно спать в своих палатках, то вы глубоко ошибаетесь. Десантура ровно в полночь вдруг вспоминают, что они диверсанты и уходят в темноту. Луна, тельняшки и береты придают им небывалую силу, ловкость и дерзость. Фильм «Оборотень» с Джеком Николсоном смотрели? Недаром сказал их легендарный Батя Маргелов: «Не становись на пути десантника – ты рискуешь стать загадкой для хирурга». По договорённости с начальником стрельбища близлежащие деревни Помсен и Оттервиш десантники не трогали, разве что рейд совершат в ближайший яблоневый сад. Диверсанты идут вглубь вражеской территории, и только под самое утро успокаиваются и возвращаются в свои палатки, где немного отдыхают до подъёма, чтобы вновь повторить свой начертанный судьбой этот путь десантника.
В понедельник от пехоты по графику стреляла разведрота, и ротный разведчиков уже успел поспорить с ротным десантуры на бутылку водки «Кристалл» - чья возьмёт после дневной и ночной стрельбы. Операторы-наводчики БМД тоже заключили пари со своими коллегами на БМП, но только на период дневной стрельбы. Десантники осторожничали, а прапорщик Кантемиров знал, что на его Директрисе БМП десантура редко перестреливала пехоту. Особенно на ночной стрельбе. На кону стоял обеденный компот, а день обещался быть жарким. Начальник стрельбища носился по всему полигону и решал текущие служебные задачи…
Если Вам интересны мои публикации, поставьте палец вверх и подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!