На кинофестивале «Стрелки» обсудили российское кино: как его воспринимают в мире. Люди на дискуссию пришли крутые — продюсеры наших фестивальных хитов последних лет Илья Стюарт и Наталья Мокрицкая и менеджеры кинофестивалей Марко Мюллер (Европа) и Ситора Алиева (Россия).
Оказывается, зрители в разных странах смотрят кино по-разному. Наталья Мокрицкая, продюсер «Изображая жертву», «Юрьева дня», «Подбросов» рассказала случай, как одну и ту же сцену фильма «Зоология» русские приняли оторопь, а на фестивале в Карловых Варах люди дико ржали. По ее словам, русские зрители — ханжи, даже те, кто думает, что нет. Наталья отметила, что на фестивалях русское кино принимают хорошо, и, вообще, мы выглядим прилично на международной арене.
Итальянский продюсер Марко Мюллер, бывший программный директор Римского кинофестиваля, Венецианского и Пекинского, говорил, что в разных странах к русскому кино разное отношение. Например, в Швейцарии и Голландии его очень любят, так исторически сложилось. Еще много нашего кино смотрят в Италии, Германии и Франции. Марко без скромности подчеркнул роль продюсера: она важна не меньше, чем режиссера. Успех фильма часто зависит не от содержания, а от продвижения. С плохими фильмами все понятно, а вот многие хорошие из-за неумелых продюсеров не находят интереса у зрителей. Кстати, именно Марко на Римском кинофестивале родственники Алексея Германа доверили премьеру последнего фильма мастера «Трудно быть Богом».
Илья Стюарт, продюсер «Холодного фронта», «Ученика», «Блокбастера» рассказал о неожиданном мировом успехе фильма «Лето» Кирилла Серебренникова. Изначально картину задумывали как историю для своих, но она выстрелила в Каннах, получив приз за лучший саундтрек. И уже продана в 25 стран. Вообще, все участники дискуссии сошлись во мнении, что угадать заранее, какой фильм станет фестивальным хитом невозможно. Наталья Мокрицкая считает, что нужно просто снимать эмоциональное кино на важные темы, и оно обязательно найдет отклик.
Ситора Алиева, программный директор «Кинотавра», привела в пример фильм «Коллектор». По ее словам, лента что называется попала в больную тему. И получила сразу два приза на «Кинотавре» — за работу оператора и лучшую мужскую роль. После к продюсерам даже обращались из других стран с просьбой купить идею, на отказ, пугали, что тогда украдут бесплатно.
На просьбу объяснить, что в мире понимают под «русским кино», Наталья Мокрицкая перечислила — «Волчок», «Юрьев день», а, например, «Изображая жертву» окрестила кино европейским. Хотя отметила, что про Россию — это не обязательно чернуха. Доказательство тому — фильм «Мой папа — Барышников», который хорошо прокатился по фестивалям, и понравился зрителям в разных странах. Отличительной чертой русского кино Наталья считает всегда авторское начало. Даже успешные в прокате советские комедии снимали большие авторы — Доннели, Рязанов. То есть авторское кино запросто может стать коммерческим и наоборот. Например, фильм «Битва за Севастополь», совершенно прокатная вроде бы лента, вдруг получила приз на кинофестивале в Корее. Так что понятия авторское и коммерческое сейчас размываются. Так и должно быть.
На мой вопрос, почему люди, в первую очередь, в России стали больше смотреть русское кино (об этом говорят цифры проката за 2017 год), а, во вторую, стали смотреть фестивальное кино (успех в прокате «Аритмии», «Нелюбви»), Наталья Мокрицкая ответила, что благодаря «Фонду кино» в индустрии появилось больше денег, и техническое качество фильмов возрастает, но при этом они не становятся менее авторскими. Кроме того, в кино начало ходить больше взрослых людей, чем подростков, которые хотят смотреть русское и могут себе это позволить.
Ситора Алиева добавила, что очень востребованы зарубежом русские мультфильмы. Да и кино все больше находит своего зрителя. Например, новый фильм Тимура Бекмамбетова «Профиль» (с натяжкой русский, конечно) получил приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале в этом году. Так что русское кино сейчас весьма успешно. Хотя и раньше было на хорошем счету: более 30 наград получили россияне за всю историю Венецианского фестиваля, в том числе благодаря Марко Мюллеру, преданному поклоннику нашего кино.
Полную версию дискуссии можно посмотреть на страничке в фейсбуке кинофестиваля «Стрелки» .