Найти тему
ежИдневно (iroka tahes)

Пара цитат об образовании

Есть многое, что нам не нравится в нашей стране. Есть многое, что мы хотели бы изменить. Бытует мнение, что бесполезно навязывать людям определенные стандарты поведения, пока они сами до них не дорастут. Гражданское общество это вам не хухры-мухры, тут, знаете ли, надо чтоб народ экзамен на зрелость сдал, прежде чем начать называть его гражданским обществом.
Короче, есть тут пара замечательных цитат об образовании (а все качественные изменения в обществе идут именно от него, родимого, но тут ИМХО, конечно же).

Бесподобные греки:

Пифагор: " Правильно осуществляемое обучение... должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика; Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если недобровольно, то негодно и безрезультатно ".

Гераклит: " Мудрость в том, чтобы знать все как одно; Многознание уму не научает".

Демокрит: "Многие всезнайки не имеют ума..., прекрасна надлежащая мера во всем..., должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума".

Эпикур: "Воспитанный человек самодостаточен, трудолюбив, излучает добро, любовь и бескорыстие, пользуется плодами знаний и земными радостями. Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе — полную бутылку, в саду свежий цветок".

Критически настроенные римляне (точнее римлянин):

Сенека: «Мы учимся не для жизни, а для школы» (Сенека осуждал отрыв организованного обучения от нравственных нужд человека. Он считал, что образование должно формировать самостоятельную личность).
«Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла»;
«Мы лучше всего научаемся сами, обучая других»;
«Результат достигается скорее примером, чем наставлением» и пр.

Общая идея образования в Индии древних времен:
Считалось, что вершины воспитанности достигает человек, познавший и активно использующий знания — «истинные идеи». Предполагалось, что усвоению истинных идей мешают два препятствия: неточность слов и неясность мысли. Предлагалось находить адекватные слова и мысли для понимания истинных идей. Среди наук, необходимых для решения таких педагогических задач, на особое место ставилась логика.

А вот с Китаем все непросто:
Экзамены были жестко регламентированы. Экзаменующимся, например, вменялось писать в установленном стиле, отступать от которого было нельзя. Требовалось, чтобы сочинение состояло из восьми разделов со строго ограниченным числом иероглифов (не менее 300 и не более 700). Темами сочинений могли быть лишь события, которые имели место после 220г. Для прохождения экзаменов отпала необходимость изучать важнейшие науки (арифметика, история, география), демонстрировать полезные и практические знания.
Процедура экзаменов была громоздкой и утомительной. Экзамены отнюдь не способствовали выявлению талантов. В истории Китая немало примеров, когда известные ученые так и не сумели преодолеть бастионы экзаменационных сочинений. Для успешной сдачи экзамена вовсе не требовались творческие способности. Как говорили в Китае, чтобы выдержать экзамен, нужно обладать резвостью скакуна, упрямством осла, неразборчивостью вши, выносливостью верблюда.

P.S Главное, не соврать сейчас. По-моему, все эти приведенные цитаты были взяты из учебника по зарубежной педагогике Джуринского А.Н. (если кому вдруг интересно, да и авторское право и все такое)